1С Зарплата и Управление Персоналом 8.2: обзор возможностей
Меню

1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.2: обзор возможностей

Содержание статьи
  1. Варианты поставки 1С:ЗУП 8.2
  2. Функционал программы для работы с персоналом (HRM)
  3. Преимущества 1С ЗУП 8 по сравнению с 1С:Зарплата и кадры 7.7
  4. Преимущества программы 1С ЗУП 3.1 по сравнению с программой 1С ЗУП 2.5 КОРП

Для сдачи регламентированной отчетности в налоговую инспекцию, ПФР и ФСС необходима программа расчета заработной платы и учета персонала. Такой программой в семействе продуктов фирмы 1С является конфигурация «1С:Зарплата и управление персоналом».

На сегодняшний день программа 1С:ЗУП 8 2.5 поддерживается и развивается фирмой 1С только в версии КОРП

Варианты поставки 1С:ЗУП 8.2

Как правило, программы 1С поставляются в трех вариантах: базовая версия, версия ПРОФ и версия КОРП.

  • Версия КОРП обладает самым полным функционалом и может быть доработана при необходимости под нужды заказчика или требования бизнес-процессов;
  • Версия ПРОФ отличается от предыдущей тем, что не имеет блока HRM (ему мы уделим особое внимание в этой статье), но ее также можно дорабатывать;
  • Базовая версия имеет тот же функционал, что и ПРОФ, но не дает возможности доработки конфигурации, работы по нескольким организациям, а также не позволяет работать в базе одновременно сразу нескольким пользователям, и покупкой лицензий эту проблему не решить.

До недавнего времени ЗУП 2.5 на платформе 8.2 можно было приобрести в одной из этих модификаций. Теперь (в отличие от современных версий 1С:ЗУП 3.0 и 3.1) ЗУП 8 2.5 поддерживается только в версии КОРП. В этом легко убедится, просмотрев информацию об обновлениях на сайте 1С:

Все поддерживаемые конфигурации ЗУП
Все поддерживаемые конфигурации ЗУП

Как видим, базовая версия редакции 2.5, а также версия ПРОФ, в настоящий момент с поддержки сняты. Вскоре такая же участь постигнет 1С ЗУП 2.5 КОРП.

Функционал программы для работы с персоналом (HRM)

В программе ЗУП 2.5 фирма 1С предприняла первую попытку дополнить функционал расчета зарплаты и кадрового учета базовыми возможностями для автоматизации HR-процессов.

Подбор персонала

В части подбора персонала система дает возможность ввести вакансию и выбрать подходящего кандидата. Используется интеграция с сайтами HeadHunter и SuperJob, на которых можно найти нужное резюме. Отобранные кандидаты на вакансию и этапы работы с ними отображаются в предусмотренных для этого документах.

Интерфейс для работы с вакансиями и кандидатами на прием
Интерфейс для работы с вакансиями и кандидатами на прием

Адаптация сотрудника

При поступлении на предприятие нового сотрудника (и при его увольнении) могут создаваться определенные «мероприятия», необходимые для адаптации. Они обусловлены подразделением, должностью и рабочим местом нового сотрудника.

Интерфейс для работы с мероприятиями по адаптации новых сотрудников
Интерфейс для работы с мероприятиями по адаптации новых сотрудников

Формирование кадрового резерва

Есть возможность формировать кадровый резерв.

Функционал работы с кадровым резервом
Функционал работы с кадровым резервом

Обучение и развитие

Есть блок, в котором учитывается обучение и развитие сотрудников. Можно запланировать обучение и зафиксировать обучение, оценить сотрудников, получить «карту талантов» сотрудников.

Интерфейс для работы с мероприятиями по обучению и развитию сотрудников
Интерфейс для работы с мероприятиями по обучению и развитию сотрудников

Отметим, что коробка ЗУП КОРП последней версии включает все перечисленные инструменты HRM, а также получила развернутый функционал по оценке персонала и для получения аналитики «одной кнопкой», а также возможность организовать коммуникационное пространство для сотрудников. Ниже мы подробнее остановимся на преимуществах новейшей версии.

Охрана труда

Имеется небольшой блок документов по охране труда. Вот как он выглядит на рабочем столе:

Рабочий стол для работы с документами по охране труда
Рабочий стол для работы с документами по охране труда

Учет кадров

В программе 1С ЗУП 8.2 в полном объеме реализован кадровый учет. Есть возможность принимать сотрудника, как на основную должность, так и по совместительству (НДФЛ при этом относится к одному физлицу, то есть все доходы суммируются). Штатное расписание позволяет вводить «вилку» окладов и количество ставок.

Вид штатного расписания в ЗУП 2.5
Вид штатного расписания в ЗУП 2.5

При необходимости можно вывести отчеты по «штатке», а также увидеть историю изменения штатного расписания. В настройках имеется возможность включить опцию контроля штатного расписания, которая «запрещает» принимать сотрудников при отсутствии штатной единицы.

Грейды

Имеется система грейдирования. К номеру грейда привязывается система мотивации сотрудников.

Интерфейс для работы с грейдами
Интерфейс для работы с грейдами

Учет и расчет неявок

В учете неявок разделяются документы, создаваемые в кадровом учете, и расчетные документы. Например, кадровик вводит «кадровый» отпуск, в котором имеется лишь дата отсутствия сотрудника.

Документ «Отпуск организации» (кадровый)
Документ «Отпуск организации» (кадровый)

Чтобы на основании этого документа создать расчет, используется обработка «Анализ неявок», которая создаст документ расчета.

Документ «Отпуск организации» (расчетный)
Документ «Отпуск организации» (расчетный)

Для учета отпусков сотрудников вводятся графики отпусков. Есть возможность автоматически рассчитать остатки отпусков или вывести отчет по расчету остатка отпуска.

Можно создать заявку на отпуск, утвердить ее, на ее базе создать «кадровый» отпуск, а затем с помощью обработки «Анализ неявок» получить расчетный документ «Отпуск», в котором указана сумма отпускных.

Учет рабочего времени

В системе есть возможность настроить только один производственный календарь. Затем на его основе вводятся любые виды графиков работы, по которым могут быть заполнены индивидуальные графики сотрудников, если график сотрудника отличается от общего графика, и табели, если вести табельный учет. Но табели вести не обязательно, начисление зарплаты можно делать по графикам с учетом документов по отклонениям и неявкам.

Расчет заработной платы

Для настройки заработной платы применяются плановые начисления сотрудникам. Они делятся на «основные» и «дополнительные». Смысл в том, что «основные» начисления повторяются из месяца в месяц, а «дополнительные» применяются время от времени. То есть принципиальной разницы между ними нет, настройки одинаковые. В версии ЗУП 3.1 они не разделяются, что, с точки зрения автора, абсолютно правильно: нет возможности ввести одно и то же начисление и в «основные», и в «дополнительные». При этом есть возможность вводить договоры гражданско-правового характера и рассчитывать оплату по ним.

В документе расчета зарплаты основные и дополнительные начисления отражаются на разных закладках. Кроме того, в этом же документе рассчитывается НДФЛ. Можно «на лету» просмотреть расчетный листок одного работника, не выходя при этом из документа расчета зарплаты.

Документ «Расчет зарплаты», в котором виден расчетный листок сотрудника
Документ «Расчет зарплаты», в котором виден расчетный листок сотрудника

Расчет взносов в фонды

Для расчета взносов используется отдельный документ. В нем выводятся суммы рассчитанных взносов, а на закладках «Основные начисления» и «Дополнительные начисления» показаны начисления, которые являются базой для начислений взносов. Вид документа показан на рисунке ниже.

Документ расчета взносов в фонды
Документ расчета взносов в фонды

Формирование проводок, отчетность

Регламентированная отчетность делится на отчетность в налоговую инспекцию и отчетность в фонды ПФР, ФСС и ФОМС.

Рабочий стол для расчета налогов и взносов
Рабочий стол для расчета налогов и взносов

Отдельно от прочих стоит отчетность по персонифицированному учету в ПФР.

Рабочий стол для работы с документами персонифицированного учета
Рабочий стол для работы с документами персонифицированного учета

Проводки по расчетным суммам зарплаты формируются в соответствии с настройками (описано ниже). Настройки и отчеты можно увидеть на рабочем столе «Бухгалтерский учет».

Рабочий стол «Бухучет»
Рабочий стол «Бухучет»

Есть возможность электронного обмена с ИФНС и фондами. Можно просто выгрузить отчеты в виде файла, а затем передать в ИФНС.

Инструкции по работе

В каждом документе можно получить инструкцию по работе, которая выводится при нажатии на знак вопроса (это было проиллюстрировано рисунком 11).

Справочный отдел также является отдельным пунктом меню. В нем можно найти описание нужного функционала по ключевым словам. Там же находятся описания всех обновлений системы (также с возможностью поиска по ключевым словам).

Преимущества 1С ЗУП 8 по сравнению с 1С:Зарплата и кадры 7.7

Программа 1С:Зарплата и кадры 7.7 снята с поддержки, для нее не выходит обновлений. Она гораздо проще, можно даже сказать, примитивнее 1С ЗУП 8, как в части функционала, так и в отношении технологической платформы, новая версия которой ушла далеко вперед от «семерки».

Основные преимущества 1С ЗУП 2.5 КОРП и последующих версий – 1С ЗУП 3.0 и 3.1 КОРП:

  • В программе 1С:Зарплата и кадры 7.7 (ЗИК) не было возможности вести учет в нескольких организациях одновременно. В 1С ЗУП 2.5 (версии ПРОФ и КОРП) такая возможность имеется.
  • В любой версии ЗУП 8 можно параллельно вести регламентированный и так называемый «управленческий учет». Это параллельный кадровый учет и учет управленческих начислений, который может быть связан, а может и не быть, с регламентированными начислениями. При этом отчетность строится по «регламентированным» начислениям, а «управленческие» начисления в нее не входят.
  • Нет блока работы с персоналом.
  • Зарплату надо не только «начислить», но и «рассчитать», а в ЗУП 8 это делается одним действием.
  • Отчетов в ЗиК 7.7 мало, они имеют примитивные настройки, которые включают отбор, но не могут изменить состав и формат выводимых полей в пользовательском режиме.
  • Настройки расчетов в ЗУП 8 более гибкие, можно настроить больше вариантов расчета.

Преимущества программы 1С ЗУП 3.1 по сравнению с программой 1С ЗУП 2.5 КОРП

Как видно из обзора возможностей, ЗУП 2.5 КОРП в упрощенном варианте имеет функционал как для ведения управленческого, так и для ведения регламентированного учета. Но в отличие от 1С ЗУП 3.1:

  • Управленческий учет в этой базе невозможно отключить, он постоянно «путается» под руками. Например, пользователь должен помнить, что для «нормального учета» нужно выбирать справочник «Подразделения ОРГАНИЗАЦИИ», а не «Подразделения». И это относится ко всем объектам.
  • Кроме того, невозможно убрать лишние команды с экрана и вынести в отдельную область те команды и отчеты, которыми пользуешься чаще всего, то есть быстро найти нужную команду или отчет в поиске не получится.
  • Невозможно настроить панели окон с максимальным удобством для работы.
Можем сказать, что внедрение ЗУП последней версии имеет ряд неоспоримых преимуществ:
  • Использовать более гибкие настройки начислений и отчетов. Пользователь может создать свои варианты отчета и открыть их для использования другим пользователям.
  • Настраивать праздничные дни по регионам благодаря наличию нескольких производственных календарей.
  • Важным преимуществом является возможность работы с одним и тем же документом и кадровика, и расчетчика (в ЗУП КОРП 2.5 это разные документы, что уже было описано выше), поскольку в новой версии нет деления на «кадровый» и «расчетный» документы. При этом разделение прав остается, кадровик не видит «денежную сторону» документа расчетов.
  • Нет отдельного документа для расчета взносов в фонды, все данные формируются в одном документе расчета. Это экономит и место на сервере, и нервы пользователей системы.
  • Сотрудники предприятия имеют возможность войти в личный кабинет и не только просмотреть информацию о своих начислениях и остатках отпуска, но и заказать справку, сообщить о болезни, написать заявление об отпуске. А чтобы сеансы, занятые сотрудниками, не мешали «основным» пользователям системы (например, расчетчикам зарплаты), можно ограничить количество сотрудников, одновременно пользующихся своими личными кабинетами. Что важно, фирма 1С обещает, что этим сервисом можно будет пользоваться через Интернет, даже не «тратя» лицензии на работу в ЗУП.

И конечно же, гораздо больше возможностей в части HRM:

  • Есть возможность гибкого начисления премий по KPI. Подробности описаны в статье, которая открывается по ссылке.
  • Можно создавать ролики для обучения сотрудников прямо в программе ЗУП 3.1. Подробнее тут.
  • При подборе персонала можно вводить тесты для кандидатов, а затем сравнивать кандидатов по различным факторам. Об этом можно прочитать на сайте.

Программа 1С ЗУП 2.5 КОРП войдет в историю как первая российская программа семейства 1С, способная решать проблемы как расчета с персоналом, так и задачи управленческого учета. На смену ей пришла конфигурация 1С ЗУП 3.0, а позже ЗУП 3.1, имеющая ряд преимуществ. При этом версия КОРП системы 2.5 продолжает развиваться в настоящее время, и многие предприятия успешно ведут учет именно на ней. Если в данном решении недостаточно функционала для вашей бизнес-модели, мы рекомендуем переход на версию ЗУП 3.1 или индивидуальную доработку программы, с чем вам могут помочь наши специалисты.

Рассказать друзьям
Предыдущая статья статья
Выгрузка данных из 1С:ЗУП в 1С:Бухгалтерия
Следующая статья статья
Основные справочники 1С 8.3: создание и изменение элементов
Комментарии