Вот уже восьмой год в российском бухучете/РСБУ действуют произошедшие существенные изменения по использованию счета 97 «Расходы будущих периодов». Основной их причиной стало сближение стандартов РСБУ с международными стандартами финансовой отчетности/МСФО. Несмотря на существенный характер изменений – удаление расходов будущих периодов из бухгалтерского баланса, реклассификация активов на счете в дебиторскую задолженность на расходы текущего периода, – использование счета продолжается, а значит остается актуальным автоматизация хозяйственных операций с его использованием.
Для отображения операций по РБП в 1С Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 предусмотрены следующие объекты:
- Счет 97 на плане счетов бухучета;
- Справочник «Расходы будущих периодов»/РБП;
- Документ «Поступление (акты, накладные)»;
- Регламентная операция «Списание расходов будущих периодов»;
- Отчет «Справка-расчет списания будущих расходов за период»;
- Отчет «Карточка субконто» и другие стандартные бухотчеты.
План счетов бухучета доступен из раздела «Главное» основного интерфейса системы:
На активном счете 97 отражается информация о расходах, случившихся в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
Особое внимание мы уделим прочим расходам, которые отражаются на субсчете 97.21.
Аналитический учет на счете ведется с помощью субконто «Расходы будущих периодов» по видам расходов. В качестве элементов субконто используется справочник.
Справочник «РБП» доступен из одноименного раздела основного интерфейса учетной системы:
Он имеет иерархическую структуру групп и элементов. Каждый вид расхода может быть выделен в группу элементов справочника «РБП», а каждый расход – его конечный элемент.
Карточка элемента РБП в 1С Бухгалтерия 8.3 содержит необходимые реквизиты, позволяющие отображать активы в бухбалансе и списывать их на расходы текущего периода.
После исключения из бухгалтерского баланса отдельной строки по РБП этот вид актива может отражаться в различных строках, поэтому для правильной классификации РБП в строках баланса используется реквизит «Вид актива в балансе». Его значения зафиксированы в конфигурации, пользователь может выбрать один из предопределенных видов:
В зависимости от правила признания расходов в бухучете выбирается тот или иной способ признания:
Способ влияет на расчет суммы списания РБП на текущие расходы отчетного месяца. Равномерное списание происходит по правилу «По месяцам», более детальный расчет по числу дней месяца доступен для правила «По календарным дням», для ручного списания применяется правило «В особом порядке».
Для указания количества месяцев или расчета дней списания РБП карточка элемента содержит реквизит «Период». Именно в нем указывается, сколько времени будет происходить списание расходов будущих периодов в 1С на текущие расходы.
Счет затрат и статья расходов должны быть заполнены, чтобы система смогла правильно списать расходы будущих периодов.
РБП в 1С отображается по дебету счета 97 в момент его поступления. Для этого используется документ «Поступление (акты, накладные)», который доступен из раздела «Покупки» основного интерфейса учетной системы:
самые свежие новости 1 раз в месяц
Документ универсальный и имеет несколько видов операций. Каждый вид операции применим для отдельной категории объектов учета. Для регистрации поступления РБП используется вид операции «Услуги (акт)».
Заполнение документа не имеет каких-либо существенных особенностей. При создании учитываются основные правила работы с документами в 1С Бухгалтерия 8.3.
В качестве номенклатуры можно использовать служебный элемент «Объект РБП» и расшифровать его ниже в содержании. Ссылка на объект справочника «РБП» доступна после перехода в «Счета учета»:
Созданный документ позволяет провести расходы будущих периодов на счете 97. Документ формирует следующие движения в бухгалтерских проводках:
Итак, РБП зарегистрировано как актив предприятия. Дальнейшие операции по расходам будущих периодов связаны со списанием РБП в 1С.
Списание РБП на расходы текущего периода оформляется ежемесячно с помощью специальной регламентной операции. Для удобства все регламентные операции объединены в одном блоке и размещаются на рабочем месте «Закрытие месяца». Рабочее место доступно из раздела «Операции» основного интерфейса системы. Кроме этого, регламентную операцию списания РБП можно создать из списка всех операций закрытия.
Операции на рабочем столе для проведения закрытия месяца могут запускаться автоматически, по порядку, по кнопке «Выполнить закрытие месяца». Если операция выполнена, она отражается на рабочем столе зеленым шрифтом.
Также имеется возможность запускать операции по отдельности. Для каждой операции, после нажатия на нее правой кнопки мыши, доступно контекстно-зависимое меню. Меню содержит все возможные действия с выбранной регламентной операцией.
Для выполненной операции доступен просмотр проводок и формирование отчета, которого требует учет РБП.
Проводки отражают учет расходов текущего периода и закрытие части суммы РБП.
Справка-расчет позволяет увидеть:
- Счет списания/учета текущих расходов, на который списываются РБП;
- Аналитику списания/учета текущих расходов, на которую списываются РБП;
- Дату начала/окончания списания РБП;
- Остаточное кол-во списания – количество месяцев (дней), оставшееся с начала текущего месяца до даты окончания списания;
- Кол-во в текущем периоде месяцев (дней в текущем месяце). Актуально только для РБП, для которых установлен порядок списания По календарным дням;
- Остаток на начало – сальдо, числящееся по указанной статье РБП, на начало текущего месяца;
- Остаток на конец – сальдо, числящееся по указанной статье РБП, на конец текущего месяца;
- Сумму списания РБП, списанная на расходы текущего месяца при выполнении регламентной операции.
Кроме справки-расчета можно формировать стандартные бухгалтерские отчеты с отбором по счетам или субконто. Отчеты доступны из одноименного раздела основного интерфейса учетной системы:
Мы рассмотрели все объекты в 1С Бухгалтерия 8.3, которые позволяют вести полноценный учет РБП.
консультация эксперта
самые свежие новости 1 раз в месяц