Планирование Прибыли (3 Метода Анализа с Этапами)
Меню

Планирование прибыли предприятия

Прибыль – показатель конечного финансового результата работы фирмы, определяющаяся как разница между показателем выручки от продажи и себестоимостью продаж. Другими словами – это чистый доход предприятия, образованный по результатам его работы.



Виды планирования прибыли



Для эффективной работы предприятия важно правильно планировать прибыль и грамотно выбрать подходящий метод планирования. Более полный среди них – планирование в разрезе видов деятельности фирмы, поскольку исходя из полученных данных, проще определить мероприятия, направленные на максимизацию прибыли компании. Выделяются виды планирования:



Краткосрочное планирование:




  • Месяц;

  • Квартал;

  • Полугодие;

  • Год.

  

Долгосрочное планирование:




  • Три года;

  • Пять лет и т.п.



Существует и другая детализация планирования:




  • Текущее планирование – сроком один год;

  • Оперативное планирование – ограничено более короткими сроками – квартал, полугодие, месяц.



Долгосрочное планирование в настоящей экономической ситуации не имеет смысла, поскольку из-за нестабильности ситуации на рынке будет требовать постоянной корректировки или в итоге очень сильно отклонится от реалий


Поэтому мы рассмотрим более применимые к современным условиям методы оперативного планирования.



Метод прямого счета



Метод прямого счета определяет прибыль как разницу между планом выручки и полной себестоимостью по фактическим ценам.



Его целесообразно использовать по отдельным направлениям деятельности компании, а также фирмам:




  • имеющим небольшой ассортимент продукции;

  • когда известна отпускная цена;

  • имеется плановая калькуляция себестоимости.



Пр(план) = Выр(план) – Себ(факт)




  • Пр(план) – план прибыли по видам реализации продукции;

  • Выр(план) – планируемая выручка в фактических ценах;

  • Себ(факт) – себестоимость реализации планируемого периода.

  

Для более детального прогнозирования учитываются нереализованные остатки по формуле:



Пр(план) = Пр.(ОН) + Пр.(за период) - Пр.(ОК)




  • Пр.(ОН) – остаток планируемой прибыли на нереализованную продукцию на начало периода планирования;

  • Пр.(за период) – прибыль за период планирования;

  • Пр.(ОК) – остаток планируемой прибыли на нереализованную продукцию на конец периода планирования.



Автоматизация финансового учета на базе 1С для полной прозрачности и увеличения прибыли

Метод взаимосвязи выручки, затрат и прибыли



Метод взаимосвязи выручки, затрат и прибыли называют метод «директ-костинг». В его основе – деление затрат на переменные и постоянные, определение связи между объемом реализации и структурой затрат.



Для планирования прибыли строится вспомогательный график, который определяет точку безубыточности и определенный объем продаж, реализация которого позволит получить компании прибыль.



График взаимосвязи выручки, затрат и прибыли компании



Аналитический метод



Аналитический метод планирования прибыли – многофакторный метод, позволяющий определить влияние каждого из факторов на результаты работы компании. Во внимание принимаются показатели прошлых периодов, производится анализ прибыли, ее доля в общем доходе фирмы и, исходя из планируемого изменения ее показателя, корректируется объем продаж (производства продукции).



Расчет аналитическим методом сложен, так как на показатель прибыли влияет множество факторов. Это и себестоимость продаж, размер постоянных и переменных затрат, и цена за единицу товара (продукции), планируемый объем производства(закупки) и продаж.



Такой анализ проводится по показателям компании в целом, без детализации по видам деятельности. Исключение составляют виды продаж по продукции, которую нельзя сравнить.



Этот метод планирования рекомендован при отсутствии детальной информации о количестве и себестоимости объекта реализации.



Учитывая факторы, приводящие к росту прибыли, производится корректировка показателей при планировании прибыли.






Этапы планирования прибыли организации



Рассмотрим примеры порядка планирования прибыли. Их последовательность напрямую зависит от выбранного метода планирования.



Наиболее используемый метод планирования – метод прямого счета.



Выбрав метод прямого счета, планирование прибыли компании проходит по следующим этапам:




  1. Маркетинговое исследование включает:

    • изучение спроса на продукцию;

    • анализ производственных возможностей;

    • планирование объема продаж.


  2. Планирование производства (закупки товаров), состоящее из:

    • анализа имеющейся на складе продукции (товаров);

    • разработка плана производства (закупки товаров);

    • планирование остатков на конец периода.


  3. Планирование себестоимости, определяющее:

    • состав прямых затрат и накладных расходов;

    • себестоимость продукции (товаров) с учетом остатков на начало и конец периода планирования.


  4. Планирование прибыли от продаж, включающее формирование сметы:

    • административных расходов;

    • коммерческих расходов;

    • составление плана прибыли.


  5. Планирование прибыли до уплаты налогов включает:

    • формирование сметы операционных и внереализационных доходов и расходов;

    • составление плана прибыли до уплаты налогов.


            

Этапы планирования прибыли методом прямого счета



Как рассчитать прибыль – примеры



О чистой прибыли и ее расчете подробнее уже писали в статьях «Чистая прибыль в 1С» и «Как рассчитать чистую прибыль (формула расчета)».
Используя данные «Отчета о финансовых результатах», пользователь может получить данные, на основе которых определяется чистая прибыль предприятия.



В таблице приведены показатели деятельности ООО «Адмирал». Фирма занимается строительными работами, возведением коттеджей и прочими сопутствующими работами.



Показатели деятельности ООО «Адмирал»



Исходя из аналитических данных таблицы, заметим: прибыль от продаж ООО «Адмирал» увеличилась на 35,64%, что составляет 9.778 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом. На изменение показателя повлияло увеличение выручки от продаж на 14,93%, небольшое увеличение себестоимости (+7,78%) и снижение доли коммерческих расходов (-10,83%). Увеличение прочих доходов (+6,13%) и расходов (+2,49%), наряду с предыдущими показателями, привело к увеличению чистой прибыли на 39,34%, что в сумме составило 7.887 тыс. руб.



Выручка от строительства коттеджей занимает 70% от общего дохода фирмы. Рассмотрим пример планирования прибыли по направлению деятельности «Строительство коттеджей», на основе данных о количестве и стоимости, и реализации клиентам, а также себестоимости строительства согласно смете.



Стоимость коттеджа по стандартному проекту 3.852.900 руб. Себестоимость проекта – 2.652.860 руб. В 2020 году построено 22 коттеджа. Выручка от продажи коттеджей составила 84.763.800 руб., себестоимость – 58.362.920 руб.



В 2021 году планируется увеличить объем строительства до 30 коттеджей, при этом снизить себестоимость на 7%. При это коммерческие расходы планируются в размере 0,7% от себестоимости реализации объектов строительства.



Внесем в таблицу показатели для расчета плана прибыли.



Планирование прибыли ООО «Адмирал»



Исходя из плана строительства и реализации, снижения себестоимости по плану составит 74.019 тыс. руб. Планируемые коммерческие расходы составят 518 тыс. руб. (74.019 * 0,7%)



В 2021 году ООО «Адмирал» планирует повысить цену реализации коттеджей по стандартному проекту на 10%, до стоимости 4.238.190 руб. При плане продаж 30 коттеджей за год, общая плановая выручка составит 127.145.700 руб.



Исходя из плана показателей, прибыль компании ООО «Адмирал» в 2021 году от реализации коттеджей по стандартному проекту составит 52.603 тыс. руб.



Планирование в 1С:ERP 2



В программе 1С:ERP 2 инструменты планирования представлены в подсистеме «Бюджетирование и планирование».



Подсистема «Бюджетирование и планирование» в 1С:ERP



Кроме планирования закупок, производства, в подсистеме есть возможность планировать продажи, как укрупненно, так и с детализацией по номенклатуре. Данная подсистема связана с другими подсистемами ERP, выстраивая фактическую деятельность в соответствии с планами. Цель подсистемы – сбалансированные планы для достижения фирмой максимального результата деятельности. Деятельность компании строится в соответствии с заданным планом и при необходимости планы корректируются.



ООО «Адмирал» использует обеспечивающую схему: формируется план продаж с учетом данных прошлых периодов, заполняется план закупок и фиксируются данные о планируемых остатках.



Схема планирования ООО «Адмирал»



Настройка подсистемы «Бюджетирование и планирование» производится в разделе «НСИ и администрирование» - «Бюджетирование и планирование».



Раздел «НСИ и администрирование» в 1С:ERP



Для включения определенных видов планирования устанавливаются нужные галочки.



Настройка «Бюджетирование и планирование»



Для ведения плана продаж по номенклатуре устанавливается галочка «Планы продаж», а для ведения укрупненного планирования устанавливается галочка «Планы продаж по категориям».



Для настройки планирования предназначен раздел «Настройки и справочники» подсистемы «Бюджетирование и планирование».



«Настройки и справочники» в 1С:ERP



Пользователь задает сценарии планирования по одноименной гиперссылке.



Настройки и справочники по бюджетированию и планированию в 1С:ERP



При составлении сценария есть возможность задать планирование показателей не только в количественном, но и в суммовом выражении. Для расчета при планировании потребностей в материалах и трудовых ресурсах устанавливается одноименная галочка в настройках планирования производства.



Создание сценария планирования



Исходя из созданного сценария, заполняется и утверждается план продаж ООО «Адмирал».



Заполнение плана продаж коттеджей ООО «Адмирал»



В табличной части на закладке «Товары» заполняется детально план продаж. В нашем примере ООО «Адмирал» планирует построить и реализовать в 2021 году тридцать коттеджей на общую сумму 127.145.700 руб.



План продаж коттеджей ООО «Адмирал»



При планировании результатов деятельности компании ООО «Адмирал» формируется план производства (строительства коттеджей) с составлением ресурсной спецификации, где задаются материалы и работы, а также трудозатраты необходимые для производства заданной номенклатуры – в нашем примере «Коттедж (проект стандарт №1)».



Ресурсная спецификация ООО «Адмирал» на строительство коттеджей



С учетом данных ресурсной спецификации, задается план производства (строительства) коттеджей ООО «Адмирал» в разделе «Бюджетирование и планирование» - «План производства».



План производства коттеджей на 2021 год ООО «Адмирал»



Осуществить финансовое планирование в 1С:ERP позволяет подсистема «Бюджетирование». Программа имеет инструменты моделирования финансовых планов, чтобы рассчитать плановую прибыль.



1С:ERP - профессиональное решение для планирования прибыли

С помощью документа «Экземпляр бюджета» пользователь может задавать любые виды бюджетов, создавая собственные сценарии планирования. В нашем примере бюджет составлен на строительство коттеджей компанией ООО «Адмирал» на 2021 год.



Бюджет компании ООО «Адмирал» по строительству коттеджей на 2021 год



При создании «Вида бюджета» пользователь задает показатели в виде статей бюджета.



Процесс создания вида бюджета в 1С:ERP для планирования прибыли компании ООО «Адмирал»



Планирование бюджета выручки и себестоимости по реализации коттеджей ООО «Адмирал»



Планировать прибыль в 1С удобно, т.к. кроме анализа плановых показателей в программе доступен план-фактный анализ, позволяющий сравнить заданный сценарий с фактическими данными анализируемого периода.



План-факт анализ



Для проведения план-фактного анализа настраиваются правила получения данных для статей бюджетирования.



Правила получения фактических данных



Для анализа показателей бюджетирования и планирования в 1С:ERP имеется раздел отчетов.



Отчеты по бюджетированию и планированию



1С:Управление холдингом



Программа 1С:УХ, как и 1С:ERP, создана, чтобы обеспечить пользователя управленческой информацией и правильно организовать свою деятельность для получения максимальной прибыли.



В прикладном решении имеются системы «Бюджетирование» и «Планирование», выделенные в пунктах меню:



Раздел «Бюджетирование, отчетность и анализ» в 1С:УХ



Раздел «Планирование и контроль» в 1С:УХ



Один из предопределенных видов бюджета в 1С:УХ, позволяющий планировать прибыль компании – «Бюджет доходов и расходов».



Виды бюджетов в 1С:УХ



Экземпляры отчетов формируются по заданным пользователям настройкам в соответствии со сценариями.



Экземпляр отчета, отражающий показатель прибыли компании



Планирование чистой прибыли в холдингах на базе 1С:Управление холдингом

WA:Финансист



Раздел «Бюджетирование» в WA:Финансист



В разделе «Бюджеты» пользователь формирует бюджет компании по заданному сценарию.



Справочник «Бюджеты» в WA:Финансист



Задавая показатели планирования, пользователь при создании сценария указывает его периодичность.



Сценарий – «Строительство коттеджей (годовой план)» по ООО «Адмирал»



При планировании показателей в WA:Финансист есть возможность дополнительной аналитики в разрезе проектов и по регионам работы компании.



Создание бюджета планирования в WA:Финансист



На закладке «Статьи бюджета» пользователь детализирует строки, по которым производится планирование показателей.



Статьи планирования бюджета по строительству коттеджей ООО «Адмирал» на 2021 год



При планировании прибыли следует обращать внимание на ее составляющие и выделять статьи планирования, по возможности проводить анализ и планировать не в целом по компании, а детализировать по категориям или отдельной номенклатуре. При планировании в программах 1С можно использовать возможности более тонкой настройки, что даст возможность быстрее отреагировать на изменения рынка и своевременно скорректировать работу компании.



Современное решение WA:Финансист для управленческого учета и планирования прибыли

Помимо этого, во всех рассмотренных нами программах доступен план-факт анализ. Он позволяет детально изучить и проанализировать причины отклонения фактических показателей от запланированных, повысив точность бизнес-планирования. Выявив отрицательное или положительное отклонение значений показателей, влияющих на величину прибыли, определяются узкие места, которые сдерживают развитие компании и уменьшают результаты ее деятельности. Эффективное использование этого инструмента поможет скорректировать действия компании и занять более высокие позиции в своей экономической нише.

Рассказать друзьям
Предыдущая статья статья
Система электронного делопроизводства
Следующая статья статья
Основные справочники 1С 8.3: создание и изменение элементов
Комментарии