Прибыль – показатель конечного финансового результата работы фирмы, определяющаяся как разница между показателем выручки от продажи и себестоимостью продаж. Другими словами – это чистый доход предприятия, образованный по результатам его работы.
Виды планирования прибыли
Для эффективной работы предприятия важно правильно планировать прибыль и грамотно выбрать подходящий метод планирования. Более полный среди них – планирование в разрезе видов деятельности фирмы, поскольку исходя из полученных данных, проще определить мероприятия, направленные на максимизацию прибыли компании. Выделяются виды планирования:
Краткосрочное планирование:
- Месяц;
- Квартал;
- Полугодие;
- Год.
Долгосрочное планирование:
- Три года;
- Пять лет и т.п.
Существует и другая детализация планирования:
- Текущее планирование – сроком один год;
- Оперативное планирование – ограничено более короткими сроками – квартал, полугодие, месяц.
Долгосрочное планирование в настоящей экономической ситуации не имеет смысла, поскольку из-за нестабильности ситуации на рынке будет требовать постоянной корректировки или в итоге очень сильно отклонится от реалий
Поэтому мы рассмотрим более применимые к современным условиям методы оперативного планирования.
Метод прямого счета
Метод прямого счета определяет прибыль как разницу между планом выручки и полной себестоимостью по фактическим ценам.
Его целесообразно использовать по отдельным направлениям деятельности компании, а также фирмам:
- имеющим небольшой ассортимент продукции;
- когда известна отпускная цена;
- имеется плановая калькуляция себестоимости.
Пр(план) = Выр(план) – Себ(факт)
- Пр(план) – план прибыли по видам реализации продукции;
- Выр(план) – планируемая выручка в фактических ценах;
- Себ(факт) – себестоимость реализации планируемого периода.
Для более детального прогнозирования учитываются нереализованные остатки по формуле:
Пр(план) = Пр.(ОН) + Пр.(за период) - Пр.(ОК)
- Пр.(ОН) – остаток планируемой прибыли на нереализованную продукцию на начало периода планирования;
- Пр.(за период) – прибыль за период планирования;
- Пр.(ОК) – остаток планируемой прибыли на нереализованную продукцию на конец периода планирования.
Автоматизация финансового учета на базе 1С для полной прозрачности и увеличения прибыли
Метод взаимосвязи выручки, затрат и прибыли
Метод взаимосвязи выручки, затрат и прибыли называют метод «директ-костинг». В его основе – деление затрат на переменные и постоянные, определение связи между объемом реализации и структурой затрат.
Для планирования прибыли строится вспомогательный график, который определяет точку безубыточности и определенный объем продаж, реализация которого позволит получить компании прибыль.
Аналитический метод
Аналитический метод планирования прибыли – многофакторный метод, позволяющий определить влияние каждого из факторов на результаты работы компании. Во внимание принимаются показатели прошлых периодов, производится анализ прибыли, ее доля в общем доходе фирмы и, исходя из планируемого изменения ее показателя, корректируется объем продаж (производства продукции).
Расчет аналитическим методом сложен, так как на показатель прибыли влияет множество факторов. Это и себестоимость продаж, размер постоянных и переменных затрат, и цена за единицу товара (продукции), планируемый объем производства(закупки) и продаж.
Такой анализ проводится по показателям компании в целом, без детализации по видам деятельности. Исключение составляют виды продаж по продукции, которую нельзя сравнить.
Этот метод планирования рекомендован при отсутствии детальной информации о количестве и себестоимости объекта реализации.
Учитывая факторы, приводящие к росту прибыли, производится корректировка показателей при планировании прибыли.
Этапы планирования прибыли организации
Рассмотрим примеры порядка планирования прибыли. Их последовательность напрямую зависит от выбранного метода планирования.
Наиболее используемый метод планирования – метод прямого счета.
Выбрав метод прямого счета, планирование прибыли компании проходит по следующим этапам:
- Маркетинговое исследование включает:
- изучение спроса на продукцию;
- анализ производственных возможностей;
- планирование объема продаж.
- Планирование производства (закупки товаров), состоящее из:
- анализа имеющейся на складе продукции (товаров);
- разработка плана производства (закупки товаров);
- планирование остатков на конец периода.
- Планирование себестоимости, определяющее:
- состав прямых затрат и накладных расходов;
- себестоимость продукции (товаров) с учетом остатков на начало и конец периода планирования.
- Планирование прибыли от продаж, включающее формирование сметы:
- административных расходов;
- коммерческих расходов;
- составление плана прибыли.
- Планирование прибыли до уплаты налогов включает:
- формирование сметы операционных и внереализационных доходов и расходов;
- составление плана прибыли до уплаты налогов.
Как рассчитать прибыль – примеры
О чистой прибыли и ее расчете подробнее уже писали в статьях «Чистая прибыль в 1С» и «Как рассчитать чистую прибыль (формула расчета)».
Используя данные «Отчета о финансовых результатах», пользователь может получить данные, на основе которых определяется чистая прибыль предприятия.
В таблице приведены показатели деятельности ООО «Адмирал». Фирма занимается строительными работами, возведением коттеджей и прочими сопутствующими работами.
Исходя из аналитических данных таблицы, заметим: прибыль от продаж ООО «Адмирал» увеличилась на 35,64%, что составляет 9.778 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом. На изменение показателя повлияло увеличение выручки от продаж на 14,93%, небольшое увеличение себестоимости (+7,78%) и снижение доли коммерческих расходов (-10,83%). Увеличение прочих доходов (+6,13%) и расходов (+2,49%), наряду с предыдущими показателями, привело к увеличению чистой прибыли на 39,34%, что в сумме составило 7.887 тыс. руб.
Выручка от строительства коттеджей занимает 70% от общего дохода фирмы. Рассмотрим пример планирования прибыли по направлению деятельности «Строительство коттеджей», на основе данных о количестве и стоимости, и реализации клиентам, а также себестоимости строительства согласно смете.
Стоимость коттеджа по стандартному проекту 3.852.900 руб. Себестоимость проекта – 2.652.860 руб. В 2020 году построено 22 коттеджа. Выручка от продажи коттеджей составила 84.763.800 руб., себестоимость – 58.362.920 руб.
В 2021 году планируется увеличить объем строительства до 30 коттеджей, при этом снизить себестоимость на 7%. При это коммерческие расходы планируются в размере 0,7% от себестоимости реализации объектов строительства.
Внесем в таблицу показатели для расчета плана прибыли.
Исходя из плана строительства и реализации, снижения себестоимости по плану составит 74.019 тыс. руб. Планируемые коммерческие расходы составят 518 тыс. руб. (74.019 * 0,7%)
В 2021 году ООО «Адмирал» планирует повысить цену реализации коттеджей по стандартному проекту на 10%, до стоимости 4.238.190 руб. При плане продаж 30 коттеджей за год, общая плановая выручка составит 127.145.700 руб.
Исходя из плана показателей, прибыль компании ООО «Адмирал» в 2021 году от реализации коттеджей по стандартному проекту составит 52.603 тыс. руб.
Планирование в 1С:ERP 2
В программе 1С:ERP 2 инструменты планирования представлены в подсистеме «Бюджетирование и планирование».
Кроме планирования закупок, производства, в подсистеме есть возможность планировать продажи, как укрупненно, так и с детализацией по номенклатуре. Данная подсистема связана с другими подсистемами ERP, выстраивая фактическую деятельность в соответствии с планами. Цель подсистемы – сбалансированные планы для достижения фирмой максимального результата деятельности. Деятельность компании строится в соответствии с заданным планом и при необходимости планы корректируются.
ООО «Адмирал» использует обеспечивающую схему: формируется план продаж с учетом данных прошлых периодов, заполняется план закупок и фиксируются данные о планируемых остатках.
Настройка подсистемы «Бюджетирование и планирование» производится в разделе «НСИ и администрирование» - «Бюджетирование и планирование».
Для включения определенных видов планирования устанавливаются нужные галочки.
Для ведения плана продаж по номенклатуре устанавливается галочка «Планы продаж», а для ведения укрупненного планирования устанавливается галочка «Планы продаж по категориям».
Для настройки планирования предназначен раздел «Настройки и справочники» подсистемы «Бюджетирование и планирование».
Пользователь задает сценарии планирования по одноименной гиперссылке.
При составлении сценария есть возможность задать планирование показателей не только в количественном, но и в суммовом выражении. Для расчета при планировании потребностей в материалах и трудовых ресурсах устанавливается одноименная галочка в настройках планирования производства.
Исходя из созданного сценария, заполняется и утверждается план продаж ООО «Адмирал».
В табличной части на закладке «Товары» заполняется детально план продаж. В нашем примере ООО «Адмирал» планирует построить и реализовать в 2021 году тридцать коттеджей на общую сумму 127.145.700 руб.
При планировании результатов деятельности компании ООО «Адмирал» формируется план производства (строительства коттеджей) с составлением ресурсной спецификации, где задаются материалы и работы, а также трудозатраты необходимые для производства заданной номенклатуры – в нашем примере «Коттедж (проект стандарт №1)».
С учетом данных ресурсной спецификации, задается план производства (строительства) коттеджей ООО «Адмирал» в разделе «Бюджетирование и планирование» - «План производства».
Осуществить финансовое планирование в 1С:ERP позволяет подсистема «Бюджетирование». Программа имеет инструменты моделирования финансовых планов, чтобы рассчитать плановую прибыль.
1С:ERP - профессиональное решение для планирования прибыли
С помощью документа «Экземпляр бюджета» пользователь может задавать любые виды бюджетов, создавая собственные сценарии планирования. В нашем примере бюджет составлен на строительство коттеджей компанией ООО «Адмирал» на 2021 год.
При создании «Вида бюджета» пользователь задает показатели в виде статей бюджета.
Планировать прибыль в 1С удобно, т.к. кроме анализа плановых показателей в программе доступен план-фактный анализ, позволяющий сравнить заданный сценарий с фактическими данными анализируемого периода.
Для проведения план-фактного анализа настраиваются правила получения данных для статей бюджетирования.
Для анализа показателей бюджетирования и планирования в 1С:ERP имеется раздел отчетов.
1С:Управление холдингом
Программа 1С:УХ, как и 1С:ERP, создана, чтобы обеспечить пользователя управленческой информацией и правильно организовать свою деятельность для получения максимальной прибыли.
В прикладном решении имеются системы «Бюджетирование» и «Планирование», выделенные в пунктах меню:
Один из предопределенных видов бюджета в 1С:УХ, позволяющий планировать прибыль компании – «Бюджет доходов и расходов».
Экземпляры отчетов формируются по заданным пользователям настройкам в соответствии со сценариями.
Планирование чистой прибыли в холдингах на базе 1С:Управление холдингом
WA:Финансист
В разделе «Бюджеты» пользователь формирует бюджет компании по заданному сценарию.
Задавая показатели планирования, пользователь при создании сценария указывает его периодичность.
При планировании показателей в WA:Финансист есть возможность дополнительной аналитики в разрезе проектов и по регионам работы компании.
На закладке «Статьи бюджета» пользователь детализирует строки, по которым производится планирование показателей.
При планировании прибыли следует обращать внимание на ее составляющие и выделять статьи планирования, по возможности проводить анализ и планировать не в целом по компании, а детализировать по категориям или отдельной номенклатуре. При планировании в программах 1С можно использовать возможности более тонкой настройки, что даст возможность быстрее отреагировать на изменения рынка и своевременно скорректировать работу компании.
Современное решение WA:Финансист для управленческого учета и планирования прибыли
Помимо этого, во всех рассмотренных нами программах доступен план-факт анализ. Он позволяет детально изучить и проанализировать причины отклонения фактических показателей от запланированных, повысив точность бизнес-планирования. Выявив отрицательное или положительное отклонение значений показателей, влияющих на величину прибыли, определяются узкие места, которые сдерживают развитие компании и уменьшают результаты ее деятельности. Эффективное использование этого инструмента поможет скорректировать действия компании и занять более высокие позиции в своей экономической нише.
консультация эксперта
самые свежие новости 1 раз в месяц