Закон № 487-ФЗ с 2019 года сделал обязательной маркировку табачной продукции, обуви, изделий легкой промышленности, в том числе одежды и постельного белья. Маркировке подлежат шубы, лекарства, шины, фототехника, духи. С 1 июня 2020 года планируется ввести обязательную маркировку молочной продукции, а с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года пройдет эксперимент по маркировке минеральной и питьевой воды.
Торговым организациям в связи с введением обязательной маркировки потребуется не только внедрение системы маркировки, но и интеграция с ней систем ЭДО.
В этой статье мы рассмотрим, зачем нужно ЭДО для маркировки товаров, а также способы и требования к интеграции данных систем.
Зачем подключать ЭДО к системе маркировки?
Все участники оборота маркированной продукции будут передавать сведения о переходе права собственности на товар в ИС «Маркировка».
Передавать сведения об обороте товаров можно:
- В личном кабинете пользователя на портале «Честный знак»;
- Через оператора электронного документооборота с помощью электронных универсальных передаточных документов (УПД), содержащих коды маркировки.
Закономерно возникает вопрос, зачем подключать ЭДО к процессу маркировки, если можно обойтись без него? Безусловно, это так, но ЭДО здесь экономит время, поскольку при этом автоматически фиксируется переход кодов маркировки от одной организации к другой из УПД.
Производитель
- Маркирует продукцию кодом специальной кодировки Data Matrix;
- Формирует исходящий УПД продукции со списком кодов, количеством и другими параметрами;
- После подписания и отправки УПД коды маркировки автоматом передаются в ИС «Маркировка».
Дистрибьютор
- Получает маркированную продукцию и входящий УПД;
- Сверяет коды маркировки, количество, суммы и другие параметры с данными в УПД.
Если все данные совпадают:
- Подтверждает документ подписью, производит перемаркировку продукции и формирует исходящий УПД для розницы. Переход товара новому владельцу автоматом фиксируется в ИС «Макркировка».
Если данные не совпадаю, дистрибьютор может:
- Запросить корректировку УПД (после корректировки производитель повторно пришлет УПД);
- Провести частичную приемку;
- Отклонить поставку.
Розничный магазин
- Получает маркированную продукцию и входящий УПД;
- Сверяет данные продукции с данными в УПД (все действия аналогичны сверке дистрибьютора);
- При продаже продукции коды маркировки передает через ОФД в чеке ККТ.
Как мы видим, ЭДО повышает эффективность процедуры регистрации товара, в которой каждый участник процесса выполняет конкретные действия. Такая схема работает для любого вида маркировки – обуви, табака, лекарств и всего остального перечня маркируемой продукции.
Способы интеграции ЭДО и ИС
Существует несколько вариантов интеграции ЭДО и ИС:
- Самая простая интеграция уже находится в самом сервисе ИС «Маркировка» «Честный Знак». Авторизация личного кабинета происходит при помощи сертификата КЭП (квалифицированной электронной подписи). После авторизации в системе становится доступен функционал для запроса маркировок и передачи данных.
- Второй путь интеграции – через товароучетную программу 1С и встроенный сервис 1С-ЭДО.
- Третий путь, при котором ЭДО и товароучетная система – независимые друг от друга решения, интегрируемые друг с другом.
Решать, какой из трех вариантов использовать, можно ориентируясь на сложившийся бизнес-процесс и простоту реализации в заданных условиях.
самые свежие новости 1 раз в месяц
Что нужно для подключения ИС к ЭДО?
Для примера подключения рассмотрим системы маркировки табака и обуви, так как они были запущены сравнительно недавно.
Первый этап в работе с маркированными товарами через ЭДО – регистрация в ИС. Для этого потребуется УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) (при получении УКЭП в нашей компании, оператором будет АО «Калуга-Астрал»), а также выполнить требования к программному обеспечению:
- Операционная система (ОС Windows 7 или новее, Mas OS X 10.8 или новее);
- Браузер (Google Chrome 70, Mozilla Firefox 60, Internet Explorer 11, Safari 12);
- Криптографический плагин (КриптоПро или Рутокен);
- Криптографическое ПО (на компьютере должен быть установлен криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования ГОСТ 34.10-2001, ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.11-2012, например, сертифицированная версия КриптоПро CSP 4.0 или VipNet).
Далее необходимо зайти на сайт ИС и зарегистрироваться. При регистрации система произведет мониторинг оборудования, и если что-то не установлено, появится соответствующее предупреждение.
После регистрации в сервисе станет доступен ЭДО в самой ИС. Мы не будет останавливаться на этом варианте ЭДО подробно, так как он не особо пригоден для автоматизации учета маркировки товаров и работает только внутри ИС «Маркировка».
Рассмотрим интеграцию ИС в 1С и настройку 1С-ЭДО с маркировкой, которая потребует, после регистрации в ИС «Маркировка», сделать всего два шага:
- Активировать 1С-ЭДО от операторов «Калуга-Астрал» или «Такском»;
- Подключить ИС «Маркировка» к программе 1С.
После активации ЭДО и подключения к 1С ИС «Маркировка», функционал передачи маркированной продукции через УПД в ЭДО станет доступен автоматически.
На данный момент компанией 1С полноценно реализован данный функционал в следующих конфигурациях:
- 1С:ERP Управление предприятием;
- 1С:Комплексная автоматизация редакция 2.4;
- 1С:Управление торговлей 8;
- 1С:Управление нашей фирмой.
После интеграции в программе 1С появится окно взаимодействия с ИС «Маркировка».
Работа с модулем ЭДО будет по-прежнему заключаться в привычном принятии УПД через ЭДО, но в документы будут интегрированы функции передачи маркировок по товарам и соответствующие настройки.
Далее останется получить входящий УПД с маркированной продукцией. Все изделия, которые промаркированы во входящем УПД, будут отображены в таблице входящей маркированной продукции, дополнительно выведенном в УПД, ниже основной таблицы товаров.
Пошаговое описание обмена УПД с указанием промаркированных изделий:
- Поставщик формирует поставку маркированной продукции и УПД со списком кодов маркировки.
- Магазин получает от поставщика маркированный товар и электронный УПД.
- Проверяет соответствие кодов в УПД и на продукции.
- В случае полного соответствия кодов полученного товара с кодами в УПД, магазин подтверждает документ. Если коды не совпадают, магазин может скорректировать УПД, провести частичную приемку или отклонить поставку.
- Если магазин хочет внести уточнение в УПД, например, в случае расхождения стоимости, количества товара, кодов маркировки и прочего, он направляет сообщение поставщику.
- Поставщик корректирует УПД и отправляет его магазину повторно.
Наша компания обладает статусом фирмы 1С «Готов к маркировке». Мы знаем, как реализована маркировка в программах 1С, каков порядок передачи сведений в ИС, как ввести в оборот и вывести из оборота маркированную продукцию, а также какова ответственность за продажу продукции подлежащей обязательной маркировке без марок.
Если у вас остались вопросы по поводу обмена документами в безбумажном виде, мы с радостью на них ответим, а также подберем сервисы, ПО и дополнительное оборудование, которое необходимо для работы с маркированной продукцией.
консультация эксперта
самые свежие новости 1 раз в месяц