С 1 сентября 2025 года госорганы, государственные и муниципальные учреждения, а также организации с госучастием (≥50%) обязаны прекратить использование иностранного программного обеспечения (кроме случаев, предусмотренных исключениями) и использовать исключительно ПО из Единого реестра российских программ (ЕРПУ).
Это касается программ для служебного использования: офисные пакеты, операционные системы, СУБД, средства защиты информации, инженерное ПО, ERP, BI-системы и т.д.
Новые требования вступают в силу согласно закону от 07.04.2025 №58-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Кто обязан перейти на российское ПО уже с сентября 2025
- Федеральные и региональные госорганы.
- Органы местного самоуправления.
- Государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС).
- Государственные и муниципальные учреждения (больницы, школы, вузы, музеи и т.д.).
- Органы местного самоуправления.
- Организации с долей РФ/субъекта РФ/муниципалитета в уставном капитале ≥ 50% (включая АО и ООО).
- Организации, контролируемые перечисленными выше (через цепочку собственности).
Важные исключения и нюансы
На что стоит обратить внимание:
- Оборудование жизненного цикла (ЖЦ). Разрешается использовать иностранное ПО, встроенное в оборудование с длительным жизненным циклом (АСУ ТП, медицинское оборудование, системы безопасности и т.п.), если российских аналогов в реестре ЕРПУ нет. Требуется обоснование.
- Отсутствие аналогов в ЕРПУ. Если нужной функциональности нет ни в одном ПО из реестра, можно использовать иностранное ПО после получения разрешения Минцифры (на основе экспертизы).
- Коммерческие организации без госучастия. Прямого запрета нет, но:
- на них распространяются приоритеты госзакупок (сначала смотреть ЕРПУ);
- усиливается давление через требования контрагентов (особенно госсектора), санкционные риски и идеологию импортозамещения;
- могут быть ограничения в рамках отраслевых требований (например, ФСТЭК, ЦБ РФ).
Последствия неприменения
- Нарушение требований Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 (ред. от 23.12.2024) грозит административной ответственностью. Штрафы по КоАП РФ, ст. 13.5 КоАП РФ «Нарушение требований об использовании российских программ» – для юрлиц до 1 млн руб. + дисквалификация должностных лиц.
- Риски прекращения поддержки зарубежного ПО и киберугроз.
- Сложности во взаимодействии с госсектором.
Переход коммерческих компаний с зарубежного ПО – основные драйверы
Требования ключевых контрагентов (госсектор/госкомпании)
- Компании, работающие с госзаказом или госкомпаниями (поставщики, подрядчики), фактически обязаны использовать совместимое и безопасное ПО, часто российское. Это условие контрактов и тендеров.
- Обмен данными с партнерами из госсектора требует совместимости форматов и систем (часто на базе российских решений).
Закон о ПДн (152-ФЗ) и требования регуляторов (ФСТЭК, ФСБ, ЦБ РФ)
- Жесткие требования к защите персональных данных и критической информации. Многие зарубежные решения не проходят сертификацию ФСТЭК/ФСБ или их использование становится рискованным с точки зрения соответствия. Российское ПО часто имеет нужные сертификаты.
- ЦБ РФ активно продвигает импортозамещение в финансовом секторе через стандарты и рекомендации (СП ФК, Указания).
Санкционные риски и прекращение поддержки иностранного ПО
- Риск блокировки лицензий, отключения от обновлений и техподдержки зарубежных вендоров.
- Невозможность легально приобретать/продлевать лицензии из-за санкций или ухода владельцев программных решений.
- Уязвимости в неподдерживаемом ПО – угроза кибербезопасности.
Приоритет российского ПО при госзакупках (44-ФЗ и 223-ФЗ)
- Все организации, включая коммерческие, проводящие закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ (если их выручка/активы превышают определенные пороги или они являются естественными монополиями, госкомпаниями и т.д.), обязаны устанавливать приоритет российского ПО из ЕРПУ. Если ПО есть в реестре – купить его можно только при отсутствии исключений (нет в реестре или не подходит по функциям, с обоснованием). Это главный формальный рычаг для коммерческого сектора.
Идеология и стратегическая независимость бизнеса
- Стремление компаний снизить риски, обеспечить независимость от зарубежных поставщиков и поддержать отечественного производителя.
Планы и этапы перехода на российское ПО в коммерческом секторе
Добровольность с оговорками
Переход инициативный, но сильно мотивирован перечисленными выше факторами. Компании, не зависящие от госзаказа и не подпадающие под жесткое регулирование (ФСТЭК, ЦБ), имеют больше свободы, но риски санкций/поддержки универсальны.
Корпоративные cтратегии импортозамещения в IT
- Ведущие российские компании (банки, ритейл, телеком, промышленность) уже активно внедряют российское ПО (в т.ч. 1С, Postgres Pro, Р7-Офис, Astra Linux, MyOffice, базисные системы) и публикуют свои дорожные карты.
- Сроки определяются внутренними возможностями, сложностью инфраструктуры и критичностью заменяемых систем. Многие ставят цели завершить основную миграцию к 2026-2027 гг.
Отраслевая cпецифика
- Финансовый сектор (под регулированием Центробанка РФ). Наиболее продвинутый в импортозамещении. ЦБ задает жесткие сроки и требования (особенно по инфраструктурному ПО – операционные системы, СУБД, виртуализация).
- Промышленность (АСУ ТП). Переход сложнее из-за длинного жизненного цикла оборудования и встроенного ПО. Фокус на «островных решениях» и защищенных шлюзах.
- Ритейл, Логистика, Услуги. Активно замещают офисные пакеты, ERP, CRM, BI-системы, системы поддержки клиентов. 1С:ERP – ключевой игрок здесь.
Переход с SAP, Oracle, Navision, Axapta, Dynamics, SharePoint, SaccessFactors и др. на аналоги 1С
Роль 1С в переходе коммерческих организаций
- 1С:ERP и другие решения 1С являются основным российским аналогом для замены зарубежных ERP (SAP, Oracle и т.д.) и учетных систем у огромного числа коммерческих компаний.
- 1С:Аналитика и другие BI-инструменты замещают зарубежные решения Tableau, Qlik, Power BI и др.
- Партнеры 1С активно помогают в миграции с зарубежных платформ на 1С.
В итоге
- Прямого дедлайна 01.09.2025 для бизнеса нет, но откладывать аудит и планирование крайне рискованно.
- Давление через контрагентов, регуляторов и госзакупки – огромно. Дальнейшее использование корпоративных иностранных систем может закрыть доступ к рынкам или создать юридические риски.
- Санкционные риски и прекращение поддержки – реальная и актуальная угроза для зарубежного ПО.
- Разработка и реализация корпоративной стратегии импортозамещения – насущная необходимость для обеспечения устойчивости бизнеса. Сроки полного перехода индивидуальны, но процесс уже идет полным ходом.
Оставьте заявку на консультацию у наших специалистов для выбора подходящего программного продукта.
консультация эксперта

самые свежие новости 1 раз в месяц