С 1 сентября 2025 российское ПО обязательно для ряда организаций

С 1 сентября 2025 российское ПО обязательно для ряда организаций

Логотип WiseAdvice-IT https://wiseadvice-it.ru/publichnaya-oferta/ https://wiseadvice-it.ru/publichnaya-oferta/

С 1 сентября 2025 года госорганы, государственные и муниципальные учреждения, а также организации с госучастием (≥50%) обязаны прекратить использование иностранного программного обеспечения (кроме случаев, предусмотренных исключениями) и использовать исключительно ПО из Единого реестра российских программ (ЕРПУ).

Это касается программ для служебного использования: офисные пакеты, операционные системы, СУБД, средства защиты информации, инженерное ПО, ERP, BI-системы и т.д.

Новые требования вступают в силу согласно закону от 07.04.2025 №58-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Кто обязан перейти на российское ПО уже с сентября 2025

  1. Федеральные и региональные госорганы.
  2. Органы местного самоуправления.
  3. Государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС).
  4. Государственные и муниципальные учреждения (больницы, школы, вузы, музеи и т.д.).
  5. Органы местного самоуправления.
  6. Организации с долей РФ/субъекта РФ/муниципалитета в уставном капитале ≥ 50% (включая АО и ООО).
  7. Организации, контролируемые перечисленными выше (через цепочку собственности).

Важные исключения и нюансы

На что стоит обратить внимание:

  • Оборудование жизненного цикла (ЖЦ). Разрешается использовать иностранное ПО, встроенное в оборудование с длительным жизненным циклом (АСУ ТП, медицинское оборудование, системы безопасности и т.п.), если российских аналогов в реестре ЕРПУ нет. Требуется обоснование.
  • Отсутствие аналогов в ЕРПУ. Если нужной функциональности нет ни в одном ПО из реестра, можно использовать иностранное ПО после получения разрешения Минцифры (на основе экспертизы).
  • Коммерческие организации без госучастия. Прямого запрета нет, но:
    • на них распространяются приоритеты госзакупок (сначала смотреть ЕРПУ);
    • усиливается давление через требования контрагентов (особенно госсектора), санкционные риски и идеологию импортозамещения;
    • могут быть ограничения в рамках отраслевых требований (например, ФСТЭК, ЦБ РФ).

Последствия неприменения

  • Нарушение требований Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 (ред. от 23.12.2024) грозит административной ответственностью. Штрафы по КоАП РФ, ст. 13.5 КоАП РФ «Нарушение требований об использовании российских программ» – для юрлиц до 1 млн руб. + дисквалификация должностных лиц.
  • Риски прекращения поддержки зарубежного ПО и киберугроз.
  • Сложности во взаимодействии с госсектором.

Переход коммерческих компаний с зарубежного ПО – основные драйверы

Требования ключевых контрагентов (госсектор/госкомпании)

  • Компании, работающие с госзаказом или госкомпаниями (поставщики, подрядчики), фактически обязаны использовать совместимое и безопасное ПО, часто российское. Это условие контрактов и тендеров.
  • Обмен данными с партнерами из госсектора требует совместимости форматов и систем (часто на базе российских решений).

Закон о ПДн (152-ФЗ) и требования регуляторов (ФСТЭК, ФСБ, ЦБ РФ)

  • Жесткие требования к защите персональных данных и критической информации. Многие зарубежные решения не проходят сертификацию ФСТЭК/ФСБ или их использование становится рискованным с точки зрения соответствия. Российское ПО часто имеет нужные сертификаты.
  • ЦБ РФ активно продвигает импортозамещение в финансовом секторе через стандарты и рекомендации (СП ФК, Указания).

Санкционные риски и прекращение поддержки иностранного ПО

  • Риск блокировки лицензий, отключения от обновлений и техподдержки зарубежных вендоров.
  • Невозможность легально приобретать/продлевать лицензии из-за санкций или ухода владельцев программных решений.
  • Уязвимости в неподдерживаемом ПО – угроза кибербезопасности.

Приоритет российского ПО при госзакупках (44-ФЗ и 223-ФЗ)

  • Все организации, включая коммерческие, проводящие закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ (если их выручка/активы превышают определенные пороги или они являются естественными монополиями, госкомпаниями и т.д.), обязаны устанавливать приоритет российского ПО из ЕРПУ. Если ПО есть в реестре – купить его можно только при отсутствии исключений (нет в реестре или не подходит по функциям, с обоснованием). Это главный формальный рычаг для коммерческого сектора.

Идеология и стратегическая независимость бизнеса

  • Стремление компаний снизить риски, обеспечить независимость от зарубежных поставщиков и поддержать отечественного производителя.

Планы и этапы перехода на российское ПО в коммерческом секторе

Добровольность с оговорками

Переход инициативный, но сильно мотивирован перечисленными выше факторами. Компании, не зависящие от госзаказа и не подпадающие под жесткое регулирование (ФСТЭК, ЦБ), имеют больше свободы, но риски санкций/поддержки универсальны.

Корпоративные cтратегии импортозамещения в IT

  • Ведущие российские компании (банки, ритейл, телеком, промышленность) уже активно внедряют российское ПО (в т.ч. 1С, Postgres Pro, Р7-Офис, Astra Linux, MyOffice, базисные системы) и публикуют свои дорожные карты.
  • Сроки определяются внутренними возможностями, сложностью инфраструктуры и критичностью заменяемых систем. Многие ставят цели завершить основную миграцию к 2026-2027 гг.

Отраслевая cпецифика

  • Финансовый сектор (под регулированием Центробанка РФ). Наиболее продвинутый в импортозамещении. ЦБ задает жесткие сроки и требования (особенно по инфраструктурному ПО – операционные системы, СУБД, виртуализация).
  • Промышленность (АСУ ТП). Переход сложнее из-за длинного жизненного цикла оборудования и встроенного ПО. Фокус на «островных решениях» и защищенных шлюзах.
  • Ритейл, Логистика, Услуги. Активно замещают офисные пакеты, ERP, CRM, BI-системы, системы поддержки клиентов. 1С:ERP – ключевой игрок здесь.

Переход с SAP, Oracle, Navision, Axapta, Dynamics, SharePoint, SaccessFactors и др. на аналоги 1С

Роль 1С в переходе коммерческих организаций

  • 1С:ERP и другие решения 1С являются основным российским аналогом для замены зарубежных ERP (SAP, Oracle и т.д.) и учетных систем у огромного числа коммерческих компаний.
  • 1С:Аналитика и другие BI-инструменты замещают зарубежные решения Tableau, Qlik, Power BI и др.
  • Партнеры 1С активно помогают в миграции с зарубежных платформ на 1С.

В итоге

  1. Прямого дедлайна 01.09.2025 для бизнеса нет, но откладывать аудит и планирование крайне рискованно.
  2. Давление через контрагентов, регуляторов и госзакупки – огромно. Дальнейшее использование корпоративных иностранных систем может закрыть доступ к рынкам или создать юридические риски.
  3. Санкционные риски и прекращение поддержки – реальная и актуальная угроза для зарубежного ПО.
  4. Разработка и реализация корпоративной стратегии импортозамещения – насущная необходимость для обеспечения устойчивости бизнеса. Сроки полного перехода индивидуальны, но процесс уже идет полным ходом.

Оставьте заявку на консультацию у наших специалистов для выбора подходящего программного продукта.

Рассказать друзьям
Предыдущая статья новость
Усовершенствованный чат в 1С:Предприятие 8.5.3 - стабильнее звонки, новый дизайн
Следующая статья новость
К списку новостей
Комментарии
Меню