С 1 июля 2021 года все компании (организации и ИП), которые совершают операции с определенными группами товаров (указанными ниже), обязаны отчитываться по национальной системе прослеживаемости товаров. Данная система была введена в июле 2019 года, и в ее тестировании на добровольной основе принимали участие многие компании России. Эксперимент прошел успешно, и теперь – с 1 июля 2021 года, введена обязательная отчетность через операторов электронного документооборота в информационную систему прослеживаемости.
Товары, по которым необходимо указывать в первичной документации информацию прослеживаемости и отчитываться в налоговые органы:
Данные меры реализуют, чтобы регулироваться ввоз товара на территорию РФ. Мера должна значительно сократить или даже исключить оборот контрафакта, призвана следить за подлинностью ввозимого товара и за сбором налогов и таможенных сборов.
Прослеживаемость товаров на территории РФ регулируется ФЗ от 19.11.2020 №371. Также ожидается скорое принятие Порядка функционирования национальной системы прослеживания товаров Правительством РФ.
Комментарии эксперта
Чтобы не запутаться в терминах, необходимо понять, чем прослеживаемость отличается от маркировки. Все достаточно просто: для прослеживаемости на товар не наносят код, а присваивают регистрационный номер партии товара, который, в свою очередь, необходимо будет указывать в первичной документации для отчетности в налоговую. Также нужно знать, что регистрационный номер партии товара присваивается всей партии, а не отдельному товару.
Есть два варианта присвоения регистрационного номера партии товара:
- При ввозе из стран ЕАЭС компания подает уведомление о ввозе в налоговые органы и получает в ответ присвоенный регистрационный номер партии товара;
- При ввозе из стран, которые не являются членами ЕАЭС, компания присваивает номер своей партии товара сама на основании декларации и порядкового номера, указанного в ней.
Важно знать!
- У компании есть всего 5 рабочих дней с момента принятия товаров из стран ЕАЭС, чтобы сообщить в налоговые органы о его ввозе!
- Налоговые органы, в свою очередь, обязаны присвоить регистрационный номер партии товара на следующий календарный день!
- При вывозе в страну ЕАЭС также требуется уведомить налоговые органы в срок 5 рабочих дней со дня отгрузки товара!
Что делать с остатками на складах?
Необходимо провести инвентаризацию, а дальше действовать так:
- Сообщить в налоговую о всех импортных остатках по ЭДО;
- Подождать максимум 1 календарный день;
- Получить присвоенные регистрационные номера партий товаров.
Никаких штрафов за просрочку не предусмотрено, но несоблюдение НК РФ при обороте импортного товара карается по закону. Будьте внимательны!
Как быстро отправлять документы с регистрационным номером партии товара?
Для своих пользователей 1С уже давно открыла возможность обмена документами и с налоговыми органами, и с контрагентами.
Для быстрой отправки отчетности в Налоговую используется сервис 1С:Отчетность, который позволяет отправить отчет прямо из программы 1С, а также вести переписку со всеми контролирующими органами, в том числе и неформальную.
Для быстрого обмена документами с вашими контрагентами предусмотрен сервис 1С:ЭДО. Можно отправлять документы на дальние расстояния, не переживая о том, что курьерская служба их потеряет.
Если вам интересны прогрессивные и экологичные (без использования бумаги) способы обмена первичными документами, обратитесь к нашим менеджерам!
консультация эксперта
самые свежие новости 1 раз в месяц