Одним из самых популярных вопросов начинающих пользователей электронного документооборота является ответственность за невыписку, либо нарушение сроков выписки электронных счетов-фактур. Сразу отметим, что ответственность предусмотрена за невыставление любого счета-фактуры – бумажного и электронного. Что же касается нарушения сроков – тут ситуация разнится.
Бумажный счет-фактуру можно выставить задним числом, а датой выставления электронного счета-фактуры является та, которая указана в подтверждении оператора ЭДО о том, что документ поступил к нему на сервер.
Именно дата из протокола передачи документа будет зафиксирована в книгах покупок/продаж, журналах учета счетов-фактур, и, в конечном счете – в декларации по НДС. Ее же используют в случае спора с контрагентом.
Кто обязан выписывать электронные счета-фактуры в 2020 году?
Выставлять электронные счета-фактуры на территории РФ обязательно должны налогоплательщики НДС. Но при этом важно помнить, что фирмы, освобожденные от уплаты НДС, все-таки должны выписывать счета-фактуры, если провели операции, облагаемые данным налогом, а также если получили аванс от клиента. Счета-фактуры также обязаны выставлять фирмы, работающие по договору посредничества с комитентом на ОСНО.
Штрафы за невыписку ЭСФ
Если по какой-либо причине налоговая проверка обнаружит отсутствие ЭСФ, фирме, которая обязана была это его выписать, грозит штраф, поскольку статья 120 НК РФ классифицирует это как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения».
- Если счет-фактура или несколько счетов-фактур отсутствуют за один налоговый период, и нет признаков налогового правонарушения, штраф составит 10 000 рублей.
- Отсутствие документов за два и более налоговых периода, обойдется в 30 000 рублей.
- Если отсутствие ЭСФ привело к занижению налоговой базы, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога/страховых взносов, но не менее 40 000 рублей.
самые свежие новости 1 раз в месяц
Штрафы за несвоевременное выставление ЭСФ
В соответствии с НК продавец обязан выставить ЭСФ в срок до 5 дней со дня отгрузки товара, оказания услуги или получения аванса, поэтому возникает вопрос: если не вовремя выписали счет-фактуру, и произошло нарушение сроков – будет ли штраф за несвоевременную выписку ЭСФ в 2020 году?
Как уже упоминалось, если компания использует ЭДО, задним числом счет-фактуру выставить не получится, так как дату зафиксирует оператор.
Но будет ли штраф за то, что была произведена несвоевременная выписка ЭСФ в 2020 году? Приведенная выше статья (120-я) предполагает штрафные санкции только за отсутствие документов – грубое нарушение. Если же документ существует, но был оформлен с нарушениями, выписывать штраф по этой статье контролирующие органы не имеют права.
Также, исходя из этого, ФНС не может отказаться принять сумму налога по «опоздавшему» счету-фактуре к вычету, поскольку нарушение срока не является ошибкой реквизитов, искажающей идентификацию продавца и покупателя, товар/работы/услуги, имущественные права, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога.
Как контролировать сроки выставления ЭСФ с помощью программы 1С?
В «1С:Бухгалтерия» реализованы модули документооборота, которые предусматривают возможность выставления ЭСФ контрагентам непосредственно из программы и оперативно проконтролировать наличие и правильность оформленных счетов-фактур.
Гарантия 6 мес. на услуги подключения и настройки ЭДО в 1С. Решаем любые задачи!Обработка «Экспресс-проверка» – самый быстрый способ проверить правильность отражения операций в программе и проанализировать общее состояние бухгалтерского учета. Для этого нужно зайти в раздел «Отчеты - Анализ учета - Экспресс-проверка».
В открывшейся форме отчета заполнить «Период» (1), «Организацию» (2) и нажать кнопку «Показать настройки» (3) для более детальной настройки перечня отображаемых данных.
В «Списке возможных проверок» отметьте флажками интересующие разделы (1).
При необходимости можно детализировать подразделы, раскрыв их щелчком мыши по знаку «+» и отметив флажком необходимые сведения.
Отчет сформируется по нажатию кнопки «Выполнить проверку» (2). Отчет содержит подробную информацию о результатах проверки, возможных причинах ошибок и рекомендациях по их исправлению.
Разделы с выявленными ошибками будут выделены красным цветом. При необходимости их можно будет открыть для просмотра и/или редактирования, сделав двойной щелчок мышью на соответствующей строке. Устранив ошибки в соответствии с рекомендациями, выполните повторный запуск проверки.
Если обнаруженная проблема не является ошибкой способной нарушить правильность ведения учета и/или формирования отчетности, рекомендации можно проигнорировать.
В заключении отметим, что внедрение системы безбумажного документооборота облегчает работу не только административных департаментов и бухгалтерии, но также упрощает любые бизнес-процессы в компании, поскольку тесно с ними связана.
консультация эксперта
самые свежие новости 1 раз в месяц