У сотрудников подразделений бухгалтерского учета есть традиция: каждый год, по состоянию на 31 декабря они составляют акты сверки расчетов. Данная традиция обусловлена обязанностью проведения ежегодной инвентаризации активов и обязательств, в том числе и инвентаризации расчетов.* Акт сверки – неотъемлемая часть инвентаризации расчетов, потому что именно этот документ подтверждает состояние взаимных расчетов между сторонами, а также, в соответствии со ст. 203 ГК РФ, его подписание прерывает течение срока исковой давности задолженности.
*п. 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Организация вправе по собственной инициативе или в соответствии с условиями договора оформлять Акт сверки по состоянию на любую дату.
Чтобы не тратить время на ручное заполнение форм Актов сверки (к слову, форма Акта сверки не утверждена действующим законодательством и может быть разработана организацией самостоятельно, что подтверждает Письмо Минфина от 18 февраля 2005 г. N 07-05-04/2), разработчики «1С:Бухгалтерия 3.0» предусмотрели возможность автоматического формирования рассматриваемого документа.
Как сделать акт сверки в 1С?
Для создания Акта сверки необходимо в разделе Продажи или Покупки перейти по ссылке Акты сверки расчетов. Ссылки из обоих разделов обращаются к одному справочнику.
В открытом справочнике нажать кнопку «Создать»:
Заполнение документа
В шапке документа необходимо заполнить следующие поля:
- Организация;
- Контрагент;
- Валюта сверки (даже если договор в валюте, но в данном поле проставить значение – «руб.», Акт сверки будет составлен в рублях, а в каждой строке, в качестве справки, будет указана сумма в валюте договора);
- Договор (если оставить данное поле пустым, Акт сверки будет сформирован по всем договорам с контрагентом);
- Период.
Поля Номер и Дата заполняются автоматически при записи документа, при необходимости Дату можно ввести вручную.
Далее необходимо заполнить информацию в закладке Счета учета расчетов. По умолчанию в закладке заполнены основные счета расчетов. При необходимости, используя чек-бокс Участвует в расчетах или Добавив/Удалив строки, можно сформировать собственный список счетов расчета.
самые свежие новости 1 раз в месяц
Следующий этап: Закладка Дополнительно. Выбираем Представителей сторон из соответствующих справочников (Представитель организации – Справочник Физические лиц а; Представитель контрагента – Справочник Контактные лица).
Редактируем вид Печатной формы, путем установки необходимых флажков:
- Разбить по договорам (флажок активен только при наличии пустого поля Договор) – в печатной форме данные Акта сверки будут разбиты по каждому договору с контрагентом. Если данный флажок не установлен, в печатной форме информация будет выведена по всем договорам в хронологическом порядке;
- Выводить полные названия документов – если флажок не установлен, в печатную форму будут выведены названия операций (оплата, продажа и т.п.), номер и дата документа. Если флажок установлен, в форму выйдут полные названия документов (Поступление на расчетный счет, Реализация (акты, накладные) и т.п.), номер и дата документа;
- Выводить счета-фактуры – установка флажка отразит в печатной форме, в графе Документ, информацию о номере и дате счета-фактуры.
Важно! Установка или снятие любого из трех флажков приведет к обязательной очистке табличных частей документа.
После заполнения перечисленных выше разделов, необходимо перейти в раздел По данным организации и заполнить табличную часть.
Выбор заполнения По нашей организации и контрагенту заполнит зеркально обе части Акта сверки. Заполнение Только по нашей организации оставит сторону контрагента пустой.
При необходимости, как в разделе По данным организации, так и в разделе По данным контрагента, можно внести изменения в табличную часть вручную (добавить/удалить строки, изменить сумму дебета/кредита). После установки флажка Сверка согласована в шапке документа, блокируется возможность редактирования документа. Остатки на начало или конец периода редактированию не подлежат.
Внизу документа размещено поле для добавления комментария – заполнение не является обязательным.
В шапке документа размещена кнопка Скрепка, с помощью которой к документу можно присоединить файл, например, скан подписанного Акта сверки.
Если наша инструкция оказалась недостаточно подробной, и вы бы хотели задать вопрос по 1С или получить консультации в рамках сопровождения 1С, оставьте заявку на нашем сайте, мы с радостью свяжемся с вами.
консультация эксперта
самые свежие новости 1 раз в месяц