- Хроники митапа WiseAdvice-IT «1С-разработка. Новая реальность»
- Что первично, знание или опыт
- Рассказываем, как работает
- Как объяснять сложное и распознавать, что вас не поняли
- Типичные ошибки и заблуждения в обучении
- Как самому учиться быстрее. Приемы, которые помогают освоить и понять новый материал
- Зачем тратить свое время на обучение коллег
Обучение — это не лекции, доклады, умные книги, видосики на Ютубе и общение с какими-то грамотными эрудированными людьми. Обучение — это именно получение опыта. Чтение книги — только процесс потребления знаний, а когда дальше идешь применять прочитанное... О том, как эффективно обучать и обучаться разработчикам на платформе 1С:Предприятие, поделился эксперт в части автоматизации и ускорения 1С-решений Андрей Бурмистров.
Хроники митапа WiseAdvice-IT «1С-разработка. Новая реальность»
Что первично, знание или опыт
Опыт можно только прожить, но как бы вы не старались, передаются лишь знания. Возможно, к примеру, на тренингах создать условия для получения опыта, но каждый человек должен сам его впитать. Без этого нет никакого обучения.
Когда к обучению подходят как в институте или в школе, где дают сначала теорию, потом практику, то это не очень интересно. Такая схема — это все равно, что ставить телегу впереди лошади. Она не так продуктивно работает из-за устройства нашего мозга, который не понимает, зачем ему сейчас запоминать эту информацию, куда применять. Знания про запас не работают!
Если вы покупаете несколько курсов, в лучшем случае даже их проходите, но не применяете по факту, скорее всего, вы тратите время почти впустую. Эффективнее проходить какие-то курсы, впитывать профессиональный контент, когда у вас есть реальная задача. Не получится достать накопленные «знания из багажника» в нужный момент. Не работает так, к сожалению.
Рассказываем, как работает
Есть такая модель обучения Цикл Колба для быстрого формирования нужного навыка через практику. В первую очередь, нужно получить опыт.
Рассмотрим на примере разработчика 1С. Все знают, что надо пробовать EDT (1С:Enterprise Development Tools). Можно, конечно, прочесть кучу статей, что такое EDT и прочее, а потом начинать уже применять в деле. Но эксперт рекомендует попробовать другой подход. Сначала устанавливаете 1С:EDT на свое оборудование и пробуете подключиться к базе. И в процессе «метода тыка», возможно, с самых первых шагов установки у вас возникнет какая-то ошибка. Происходит процесс анализа нового опыта, и вы начинаете искать, как поставить и настроить EDT, пробуете снова уже поверх первичного навыка. И только, когда этот цикл пройден, вы научитесь устанавливать среду разработки.
А дальше вас ждет много других замечательных открытий, если следовать понятной мозгу логике: сначала пробуете сами что-то сделать, потом получайте нужную информацию о том, как это сделать правильно. Так вы будете впитывать знания как губка, потому что не будет скучно — есть конкретная задача. Тогда это обучение будет максимально эффективно.
Как объяснять сложное и распознавать, что вас не поняли
Приведем примеры, как донести сложную задачу до юного падавана.
Первое — это аналогия. Такой метод обучения хорош в математике или при базовом обучении, но у него есть свои минусы. Аналогия всегда грубая, остаются нюансы, которые человек может не понять из-за примерных очертаний задачи и пойти сделать по-своему, неправильно.
Вместо аналогии при объяснении сложных задач можно использовать рисование или анимацию. В идеал, берете лист бумаги с ручкой и этому падавану рисуете схему того, что хотите объяснить. Если речь о каком-то докладе, то лучше сделать в виде анимации, либо на флипчарте нарисовать в процессе выступления.
Визуальный метод хорош не только для обучения, но и при общении с заказчиком для исключения недопонимания. Поверьте, это может сэкономить вам не просто часы, а иногда дни и недели. Ведь именно из-за недопониманий нередко возникают ошибки, которые потом очень дорого всем обходятся. А потратив 2 минуты на рисунок, много точно не потеряете.
Важно отметить, что готовые схемы и рисунки так не работают. Здесь важен именно сам процесс, нашему мозгу нравится, чтобы что-то двигалось, мелькало и так далее.
Типичные ошибки и заблуждения в обучении
Выделим ТОП-4 ключевых ошибок, избежав которые, можно достичь наилучшего результата от обучения и не попасть впросак.
- Не проверять, что человек понял.
Как лучше: Нужно попросить пересказать раскрытый материал или поставленную задачу, так наверняка всем станет ясно, что и как правильно делать. Это же работает и в обратную сторону: когда вам что-то объясняют, лучше переспросить и уточнить услышанное. Стесняться не нужно, это только мешает в работе. - Не объяснять основы (это очевидно, зачем тратить время).
Что делать: Представьте себя в прошлом, когда вы сами не знали эту информацию и как бы хотелось, чтобы вам эту тему объяснили. Сразу все станет на свои места, поймете, что из базовых знаний нужно попутно обозначить, чтоб не было провалов в понимании у подопечного. - Давать просто набор фактов (нет системности).
Как быть: Фокус на главном + Mind map. Чтобы не быть спикером, который рассказывает много и оборвано, вокруг да около, не оставляя в голове после себя ничего полезного, старайтесь сфокусироваться на главной теме и как шарики на елку навешивать дополнительную информацию. Пусть даже для выстраивания оптимальной схемы подачи уйдет очень много времени. - Сухая теория.
А что еще: Приводите примеры, истории из жизни. Старайтесь избегать неживых лекций. Вы же опытные разработчики, всегда есть, чем поделиться. Кейсы очень оживляют доклад, людям больше нравится слушать истории.
Как самому учиться быстрее. Приемы, которые помогают освоить и понять новый материал
Практикуйтесь сразу
Например, изучаете новый программный язык — ставьте сразу себе фреймворк или компилятор, и там же начинайте писать какой-нибудь «Hello, world!» без использования мануала. Учите английский или другой язык — найдите человека, с кем вы худо-бедно можете изъясняться.
Рисуйте и объясняйте
Тема непонятна — берете и сами для себя рисуете схему, сами себе объясняете, прорисовываете разные ситуации. Особенно это хорошо работает, когда тема не до конца уложилась, есть какие-то пробелы и блокировки.
Mind Map вместо конспекта
Очень неудобно работать с конспектом. Понятно, что можно делать заметки в процессе обучения, но потом приходите и переносите это все в Mind Map. Один взгляд на ментальную карту — и у вас складывается сразу более структурированная информация.
Учитесь утром
Эффективность обучения кардинально отличается, если уделять время на это утром. Не вечером, когда мозг уставший после работы, голова забита бытовыми вопросами, а с утра — на свежую голову. В век удаленки у многих есть возможность найти хоть полчаса на дополнительные занятия до основной работы. Увидите, эффективность кардинально отличается.
Выбирайте тренеров
Тут оба слова важны. «Выбирайте», то есть нужно подходить изначально серьезно к выбору источника обучения. Перед тем, как пойти на какой-то курс, смотрите не на то, какой крутой тренер, где он работает и так далее. Он может быть отличным специалистом, но важно смотреть и на результаты учеников этого тренера. Именно это является показателем того, насколько он хорош в обучении.
Теперь о втором слове. Выбирайте именно «тренеров». К сожалению, далеко не всегда складывается полный комплект крутого специалиста, тренера и преподавателя в одном лице. Преподавать и объяснять — это особая компетенция. Некоторые просто не умеют объяснять людям, доступно систематизировать информацию.
Учитывайте сопротивление
Вновь отсылка к нашему мозгу и важности обоснования его напряжения «здесь и сейчас». Чаще всего, у нас проблемы с мотивацией. Если мозгу непонятно, зачем сейчас изучать какую-то новую тему «на всякий случай», ничего не сработает — не будет времени, сил и так далее. Закольцовываем рекомендации эффективного обучения необходимостью практики сразу как смысла для усвоения нужной информации.
Рекомендация Андрея Бурмистрова — книга Максима Дорофеева «Джедайские техники», после которой и время, и силы для обучения просто найдутся.
Зачем тратить свое время на обучение коллег
А теперь о передаче опыта внутри компании, команды. Многим руководителям знакомо: есть компетентные сотрудники, очень классные специалисты, но они не горят желанием делиться своими знаниями. Зачем ему тратить свое личное время на то, чтобы обучать кого-то. Здесь не берется в расчет материальная мотивация, интересна внутренняя. Обозначим кратко, что может замотивировать самодостаточного эксперта делиться своим опытом.
- Увидите свои догмы и ограничения. Невозможно знать и понимать все. Когда человек начинает обучать, через вопросы своих слушателей он может увидеть свои собственные ограничения. Например, приходит к вам джун и показывает свой код-ревью, вы ему говорите, что какие-то реквизиты не рекомендуется использовать. Он спрашивает: «А почему?» Объясняете, что есть определенный стандарт разработки, как бы отмахиваясь от вопроса. Это значит, что вы наткнулись на свое ограничение, и лучше его проработать.
- Расширите знания. За счет тупиковых вопросов от ваших слушателей можно очень сильно расширить свои знания и стать еще более продвинутым экспертом. Речь идет не только о типичных «почему?», но и о более специфических. Если на все стараться отвечать, хотя бы для себя, то глубина понимания тоже будет расти.
- Сохраните баланс. При всем многообразии потребляемого полезного контента, нужно быть благодарным своим даже незнакомым учителям, это вернется в будущем от ваших уже учеников. Преподавание — это искусство отдавать. Необязательно писать какие-то курсы, книги, видеоролики снимать. Можно просто внутри своей команды сказать, что в этой теме разбираетесь, и можете задавать вопросы, или сделаете небольшой доклад. Важно передавать свои знания другим! Это залог роста сильных и высокооплачиваемых специалистов, развития общего дела.
Если вы дочитали статью до этого места — у нас есть общие взгляды. Посмотрите наши вакансии, возможно, мы ищем именно вас!