О клиенте
СберМаркет – новый онлайн-сервис доставки продуктов и товаров из супермаркетов, входящий в экосистему Сбера. Сервис доступен жителям Москвы и Московской области, а также в крупнейших городах России. СберМаркет является привилегированным партнером сети METRO Cash&Carry, работает с сетями Ашан, Азбука Вкуса, ВкусВилл, Лента, Мегамарт (ГК «Дикси»), что гарантирует клиентам широкий ассортимент доступных товаров наивысшего качества. СберМаркет реализован на технологической и операционной платформе российской разработки Instamart, поддерживающей работу через веб-сайт и мобильное приложение.
Что сделано
Специалисты компании WiseAdvice-IT совместно с Яндекс.Облако оптимизировали работу финансовой системы СберМаркета – нового онлайн-сервиса доставки продуктов и товаров из супермаркетов, входящего в экосистему Сбера. Была внедрена подсистема резервного копирования финансовой информации, стабилизирована работа системы в периоды профиля нагрузки, разработаны системы мониторинга переключения зон доступности, работы лицензий и сеансов на сервере 1С. Планируется дальнейшее развитие облачной инфраструктуры.
Как выполнялся проект
Целью проекта стала стабильная работа системы без зависаний и сбоев, которые возникали как из-за специфики работы финансового контура, так и из-за требований облачной инфраструктуры.
Перед специалистами WiseAdvice-IT стоял ряд задач по оптимизации работы финансовой системы 1С в облаке:
- Обеспечить стабильную работу системы при смене профиля нагрузки с проведения и обработки транзакций (OLTP) на аналитическую обработку данных (OLАP) и обратно. Это происходит, когда финансисты приступают к сдаче отчетности, что сильно перегружает систему.
- Дополнить финансовую систему хранилищем резервных копий, чтобы финансисты могли использовать исторические данные для получения аналитики и моделирования различных сценариев.
- Настроить интеграцию с системами оперативного учета.
- Одной из постоянных причин зависание системы, было изменение зоне доступности сервера 1С по отношению к серверу СУБД. В рамках проекта стояла задаче реализации мониторинга смены зоны доступности, как сервера 1С, так и сервера СУБД, а также возможности быстрого реагирования на это события для предотвращения сбоев в работе финансистов компании.
Ситуация до старта проекта
Еще на этапе запуска сервиса, разработчики предсказывали его бурный рост. Для обеспечения работоспособности сервиса в условиях быстрого роста потребовалось бы простое и быстрое масштабирование ИТ-инфраструктуры. Собственные физические сервера требовали бы не только капитальных вложений и на этапе построения системы, и на этапе ее обслуживания. А масштабирование потребовало бы точного прогнозирования роста нагрузки на инфраструктуру, что было невозможно, и содержания большой команды системных администраторов. Поэтому для размещения IT-инфраструктуры сразу был выбран облачный вариант.
Как и предполагалось на этапе стартапа, сервис быстро получил развитие, особенно войдя в экосистему Сбера. Это логически привело к росту операций финансового учета. Возникли сложности с бэкапированием финансовых данных, снизилась производительность системы, разработанной на платформе «1С:Предприятие». Также к финансовой системе стали предъявляться повышенные требования в части точности данных, оперативности сбора отчетности и пр.
Руководство СберМаркета, уже имевшее опыт сотрудничества с Группой компаний WiseAdvice-IT в части ведения бухгалтерского учета, обратилось в WiseAdvice-IT и для оптимизации облачной инфраструктуры своего финансового контура, поскольку Группа – партнер 1С, является и основным партнером Yandex.Cloud по переводу информационных систем 1С в облачную инфраструктуру.
Такая двусторонняя поддержка позволяет полностью избавить заказчиков от «головной боли» при переводе 1С в Яндекс.Облако, миграции на СУБД PostgreSQL, тестирования инфраструктуры, а также при обслуживании систем 1С в процессе работы. Помимо этого процесс размещения приложений 1С в облаке ускоряется и упрощается, никак не мешая заказчику в повседневной работе.
Архитектура решения и масштаб проекта
Особенности и уникальность проекта
Сотрудники WiseAdvice-IT нашли ряд нестандартных решений при выполнении задач проекта:
- Для резервного копирования финансовой информации, которую можно будет не просто хранить, но и активно использовать для анализа, был создан отдельный сервер для резервных копий pg_dump, с которого поступают в систему задания на полное резервное копирование. При необходимости мощность кластера восстановления данных можно быстро увеличить.
- Для оптимизации работы системы при смене профилей нагрузки специалисты WiseAdvice-IT меняют просто настройки PostgreSQL в web-консоли Yandex.Cloud, что позволяет своевременно избежать сбоев в работе.
- Была внедрена система мониторинга переключения (как автоматического, так и случайного «руками») зоны доступности серверов. Теперь, если переключение зоны доступности все-таки произошло, специалисты WiseAdvice-IT узнают об этом раньше пользователей и оперативно предупреждают снижение скорости и сбои работы системы.
- Также специалисты WiseAdvice-IT внедрили автоматический мониторинг миграции лицензий. Теперь при смене хоста сервера 1С, лицензии просто повторно реактивируют, предотвращая сбой в работе.
- Внедрен мониторинг сеансов на сервере 1С.
Результаты проекта
Важнейшим результатом проекта стала устойчивая работа системы в условиях глобального роста транзакционной нагрузки, которая формируется из:
- 60 000 операций в день;
- 250 000 документов в день;
- нескольких десятков миллионов записей в таблицы в день.
Такое количество операций и документов характеризует особенность работы финансового контура, и возникает из-за того, что одна транзакция в системе оперативного учета порождает до десятка транзакций в финансовой системе для корректности ведения учета и расчетов. Таким образом за год база финансового контура выросла на 0,5 Тб.
Работа в облаке дает возможность быстро масштабировать систему и фактически мгновенно увеличивать ее мощности при запросе от финансистов или для тестирования новых сервисов. Потребности заказчика в поддержке при подготовке качественной и своевременной финансовой отчетности на сегодняшний день полностью удовлетворены, но специалисты WiseAdvice-IT планируют развитие инфраструктуры в части усовершенствования механизмов бэкапирования после появления такой возможности. Также планируется перенести хранение бэкапов в объектное хранилище Яндекса, внедрение BI-системы и развитие средств мониторинга.
Созданная инфраструктура полностью контролируется со стороны заказчика. При этом за счет разграничения доступа к виртуальным машинам специалисты WiseAdvice-IT имеют необходимый доступ и разрешение на администрирование. Это позволило создать такую схему работы, когда заказчик получает «всю полноту власти», а подрядчик – свободу администрирования инфраструктуры для поддержки производительности системы.