Подходы, методы и инструменты UX/UI для разработки эффективных интерфейсов на 1С
Меню

Подходы, методы и инструменты UX/UI для разработки эффективных интерфейсов на 1С

Содержание статьи
  1. Видео выступления эксперта
  2. Неутешительная статистика
    1. Заграничный опыт: как процесс разработки интерфейса сделать быстрее, проще и дешевле
    2. Почему эта проблема актуальна для нашей компании
    3. Как разработать эффективный интерфейс (по этапам)
    4. Проработка деталей
    5. Чем заняться на досуге разработчику
    6. А что же делать с интерфейсами мобильных приложений?
    7. Инструментов стало больше: прототипирование мобильных приложений 1С с помощью нашей библиотеки

Сегодня сложно найти человека, который не использует хотя бы какие-нибудь веб-сервисы или мобильные приложения. И когда пользователь, «избалованный» дружелюбием интерфейсов таких сервисов, открывает продукт на 1С, у него возникают определенные вопросы.

Даже те, кто знаком с 1С «исторически» – бухгалтеры, финансисты, кадровики, сегодня имеют большой пользовательский опыт использования мобильных приложений, интерфейс которых максимально соответствует понятию юзабилити и сильно отличается от того, что они видят в 1С. Поэтому утверждать, что пользователи «нас не бросят» с каждым днем все рискованнее: недовольство будет расти, а руководители, устав от претензий, для решения отдельных задач все чаще будут выбирать не 1С.

Видео выступления эксперта

Неутешительная статистика

Вопрос интерфейса в сообществе 1С стоит остро, и виноваты в этом сами инженеры-разработчики. 1С-ники надеялись и до сих пор продолжают надеяться на преимущества 1С: на PR и маркетинг со стороны фирмы 1С, на то, что решения популярны (читай, незаменимы) во многих сферах, а также на сильную платформу и функциональность конфигураций. Между тем, статистика уже сегодня не утешительная.

Например, если 1С:Бухгалтерия занимает долю в 97-98% рынка (по данным ФАС и Gartner), то доля отраслевых решений 1С для оперативного учета – 5-25%.

Рейтинг
Рейтинг

Помимо этого существует целый класс функциональных задач, где 1С проигрывает как система: в области CRM и систем рекрутинга (ATS), в LegalTech для судебной работы юристов, в BPM (даже несмотря на то, что 1С:Документооборот сегодня – одна из флагманских систем 1С, она проигрывает конкурентом в юзабельности), и т.д.

Статистика
Статистика

Даже в уже упомянутой области регламентированного учета, где 1С традиционно является лидером, появились амбициозные сервисы-конкуренты, способные «откусить» от доли рынка 1С. Таким примером могут служить сервисы самообслуживания «Мое дело», «Контур.Эльба», «Небо», «Главбух: Зарплата и кадры», с которыми 1С:Бухгалтерия конкурирует и доля рынка которых составляет несколько миллиардов рублей. Здесь же можно упомянуть и область управления финансами для малого бизнеса: в последние годы появилось немало качественных сервисов, которые безусловно выигрывают в части интерфейса.

В каких условиях интерфейсы 1С уступают конкурентам?

  • При ограниченной функциональности;
  • Нет формализованной области автоматизации;
  • Почти не используются гриды/таблицы;
  • При работе на мобильных устройствах и тачскринах;
  • Когда необходима визуализация данных;
  • При необходимости выполнения в одном окне большого количества различных операций.

Почему так происходит?

В сфере разработки существует понятие дизайн-систем или гайдлайнов (guideline) – это детально проработанные правила разработки эффективных интерфейсов на определенной платформе непосредственно от разработчиков этой платформы. Они находятся в свободном доступе и серьезно упрощают разработку. Для 1С гайдлайнов нет, но есть разрозненные и к тому же устаревшие материалы на дисках ИТС. Более того, рабочие столы и дашборды в тиражных решениях 1С, производимые самой фирмой, выглядят по-разному, активно используется только поле HTML-докмуента.

В мобильных приложениях от самой 1С активно используют объект «декорация», как способ обхода интерфейсных ограничений. Заказать услуги по прототипированию интерфейса нельзя, инструментов прототипирования нет, поэтому и с привлечением дизайнеров на проект разработки беда. Работа с цветами появилась только в 8.3.14 и только для корпоративного или, как его еще называют, фирменного стиля.

Заграничный опыт: как процесс разработки интерфейса сделать быстрее, проще и дешевле

Объемные, наиболее эффективные гайдлайны у разработчиков платформ, ориентированных на мобильные устройства – Apple и Android. Их популярность связана в том числе и с огромным количеством доступных приложений, разработку которых поощряют сами компании-разработчики.

Если говорить об автоматизации бизнеса, можно привести пример крупнейшей американской компании Salesforce.com, разработавшей и распространяющей платформенное решение класса CRM исключительно «в облаке». Компания предоставляет облачную же систему управления БД и интересующую нас в рамках обсуждаемой темы гайдлайн-систему для самостоятельной разработки приложений. Под нее разработан сайт, выделено финансирование и разработана масса контента для создания эффективного интерфейса на данной платформе:

  • UI-киты для программы прототипирования Sketch;
  • Виджеты для Axure (также программы прототипирования);
  • CSS-стили, дизайн-токены для использования Lightning Component Framework при разработке любых приложений (веб и для мобильных устройств);
  • Иконки, наборы цветов для Photoshop, Sketch, IOS.

Такой подход привел компанию к позициям мирового лидерства рынка CRM-систем.

Характеристики эффективного интерфейса
Характеристики эффективного интерфейса
  • Повышает скорость и снижает ошибки при вводе данных;
  • Дает качество, скорость и простоту анализа данных;
  • Позволяет освоить работу с минимумом усилий и в кратчайшие сроки;
  • Минимизировать затраты на обучение и поддержку.

И конечно же не будем сбрасывать со счетов эффект первого впечатления. Именно он формирует основные ожидания пользователя относительно удобства работы с системой в будущем.

Почему эта проблема актуальна для нашей компании

Для разработчиков эффективный интерфейс – это командная строка. Для пользователей эффективный интерфейс – это большая заметная кнопка, которая может решить все проблемы. Отдел внутренней автоматизации группы компании WiseAdvice нашел баланс между этими крайностями, поскольку не раз сталкивался с задачей создания интерфейсов на базе платформы 1С, например, в рамках совместных проектов отдела внутренней автоматизации и интернет-маркетинга по разработке личных кабинетов для клиентов мобильных приложений. Также мы разрабатываем линейку продуктов «Юрайт» для автоматизации судебно-претензионной работы с применением современной интерфейс-системой Casepro и свои мобильные приложения.

Интерфейс Юрайт
Интерфейс Юрайт

Далее мы рассмотрим, во что наш опыт вылился.

Как разработать эффективный интерфейс (по этапам)

О создании интерфейса следует подумать до начала разработки, то есть помимо продакт-менеджера в проекте разработки сервисов мобильных приложений с самого начала должен участвовать проектировщик интерфейса, дизайнер и дизайнер-иллюстратор. Все трое могут быть одним человеком, но такой человек на проекте быть должен.

Следующий важный момент – стадии разработки. Ими не следует пренебрегать:

Анализ сценариев работы. Userstories, или JTBD, или язык Gherkin – синтаксис описания не столь важен. Важно то, что нам необходимо придумать, «вжившись в образ» пользователей, какие роли и операции будут ими выполняться, и самое главное – зачем.

В сообществе 1С Userstories часто пренебрегают, поскольку мыслят функциональными требованиями. Но простые действия в рамках этого этапа могут дать нам полное понимание того, как с этим будет работать пользователь.

Предварительно изучив конкурентов (обзоры, отзывы) и «заменителей» (сложившиеся/альтернативные способы решения задачи), а также исследовав ЦА (форумы, опросы) на общих функциональных требованиях останавливаться нельзя. Необходимо прописать основные сценарии, ранжировать по частоте и сложности их использования, по уровням квалификации пользователей (опыт работы в 1С) и т.д.

В создании персонажей и ролей помогут ответы на вопросы:

  • Как <ПЕРСОНА/РОЛЬ>я хочу <ДЕЙСТВИЕ>для <ЦЕЛЬ/ВЫГОДА>?
  • Когда <СИТУАЦИЯ>я хочу <МОТИВАЦИЯ>чтобы <ВЫГОДА/ЦЕЛЬ>?

Это действия окупятся многократно уже на этапе согласования: снизится число итераций при сдаче работы заказчику, поскольку этот результат будет ему максимально понятен, в отличие от общих функциональных требований.

Прототипирование. Прототипы можно разбить на четыре вида, среди которых нам интересен только один:

  • Скетчи – наброски от руки с отсутствием детализации;
  • Вайрфреймы характеризуются низкой детализацией. Представляют собой программную группировку содержимого без дизайна;
  • Мокапы – оформленные, наглядные, «радующие глаз»;
  • Рабочие прототипы. Важнейшее их качество – кликабельность. То есть это полноценный проект интерфейса с необходимым количеством активных окон. Для создания рабочих прототипов мы пользуемся Axure, работа в котором фактически имитирует целевой процесс.

Рабочий прототип личного кабинета
Рабочий прототип личного кабинета

Важный момент: после прототипирования, прежде чем «пилить код», участвующие в Userstory формы стоит показать пользователю (заказчику, менеджеру продукта) – запустить их в окне предварительного просмотра в конфигураторе и попросить пользователя пройти Userstory и зафиксировать, что он будет делать, где он пойдет не по заданному пути, что ему будет не совсем понятно. Записать все это и тщательно проработать. При этом показывать не проработанную форму неправильно – следует сразу использовать максимально реалистичное оформление.

Дизайн, анимация и иллюстрация. Хотя довольно сложно описать данный этап в отрыве от предыдущего, в зависимости от вида прототипа (их 4), от состава команды и уровня задачи, «дизайнерить» можно или в программе прототипирования, или в графическом редакторе. Если говорить точнее, то и там, и там, поскольку в понятие «дизайн» входит и работа с компоновкой (сетка, якорные объекты баланс композиции), которая выполняется средствами прототипирования, и работа со шрифтами, цветами, иллюстрациями (фото, картинки, иконки, видео) и анимацией (акценты привлекающие внимание), которую выполняют уже в графических редакторах.

Проработка деталей

Рабочие столы пользователей. Знакомство с интерфейсом, то есть все рабочие операции по определенной роли в Userstory, начинаются с входа в систему, поэтому проработке рабочего стола следует уделить особое внимание. Кажется, что пользователи в состоянии настроить рабочий стол «под себя», но большинство из них по привычке работают с тем, что «было всегда», даже не задумываясь, как усовершенствовать рабочее пространство. Важно подумать об этом за них, потому что, как уже говорилось выше, – первое впечатление бесценно.

Формы списков. Преднастройка для роли быстрых группировок, отборов и фильтров. Обратите особое внимание на условное оформление, быстрый выбор периодов и поиск, потому что эти компоненты из списков способны сделать отчеты, а также их используют чаще других элементов.

Отчеты. Для ролей необходимо продумать варианты отчетов, группировки и сортировки, опять же, возможность быстрого отбора, фильтры и выбор периодов.

Иконки. Чтобы облегчить восприятие текста и информации, а не сбивать пользователя, иконка должна быть очевидно считываемой, визуально отражать описанное действие, или она не нужна. При этом придерживаемся единого стиля.

Работа и досуг
Работа и досуг

Чем заняться на досуге разработчику

Первое, чем следует заняться на пути разработки эффективного интерфейса в среде «1С:Предприятие» – в отсутствии гайдлайнов от 1С создавать свои чек-листы и стандарты, то есть свои элементы дизайн-системы на основе материалов от 1С. Список элементов гайдлайнов 1С на диске ИТС хоть и не велик, но на него все же стоит ориентироваться (обратите особое внимание на то, что выделено жирным шрифтом):

  • Система стандартов и методик разработки конфигураций;
  • Проектирование интерфейсов для 8.3 (пока что объем в 5-10 раз меньше, чем для 8.2);
  • Компоновка форм;
  • Подсказки на форме;
  • Проектирование интерфейсов для 8.2 (мало примеров в картинках и не 8.3);
  • Чек-лист проверки интерфейса (общие рекомендации);
  • Элементы стиля;
  • Сообщения пользователю;
  • Руководство по стилю для типовых конфигураций на платформе 1С:Предприятие 8.2;
  • Библиотека картинок для типовых конфигураций на платформе 1С:Предприятие 8.2;
  • П.2.8 требований к сертификации 1С:Совместимо (сообщения, предупреждения, уведомления);
  • Отдельные заметки из «Зазеркалья» (тег «UI»).

Далее следует вести или хотя бы поддерживать словари терминов и определений при автоматизации не формализованных областей, чтобы в различных объектах конфигурации элементы назывались одинаково. Работаем над цветами и оформлением иконок, ориентируясь на стили 1С, привлекаем дизайнеров. Это облегчит жизнь и разработчикам, и будущим пользователям.

А что же делать с интерфейсами мобильных приложений?

Разработка интерфейса мобильных приложений еще более проблемный момент, поскольку интерфейс для мобильного приложения – важнейший компонент, но добиться от него «эффективности» сложнее, потому что:

  • Меньше места на экране и функции тач-скрина;
  • Разрабатываются фактически с нуля, нет «преемственности»;
  • Используются не «знатоками» (например, бухгалтерами);
  • Повышенная конкуренция с «красивыми» приложениями;
  • Технически сложная разработки через прототипирование.

Инструментов стало больше: прототипирование мобильных приложений 1С с помощью нашей библиотеки

Мы создали собственную библиотеку для прототипирования мобильных приложений платформы 1С из 315 виджетов для Axure (включая стильные иконки для мобильных функций).

  • Визуализировать интерфейсные возможности мобильных приложений 1С, создавать полноценные прототипы;
  • Помочь дизайнеру и/или менеджеру проекта изучить интерфейс мобильных приложений на 1С, научить их говорить на одном языке с 1С-разработчиками;
  • Эффективно включить менеджера проекта и/или дизайнера в процесс разработки интерфейса приложения на 1С;
  • С помощью этой библиотеки в процесс можно легко «встроить» веб-дизайнеров и проектировщиков интерфейсов, научив говорить их «на одном языке».
Рассказать друзьям
Предыдущая статья статья
Аналитическая отчетность в управлении персоналом
Следующая статья статья
Основные справочники 1С 8.3: создание и изменение элементов
Комментарии